Похоже, у меня стало одной любимой игрой больше. Думаю, многие мои знакомые если не попробовали ещё Transistor, то хотя бы видели арты или промо и в курсе, что это такое.
Известно, что эту игру ждали и возлагали на неё большие надежды, ибо предыдущая игра от Supergiant Games, Bastion, была слишком уж хороша. Transistor не избежал участи быть сравнённым со своим предшественником решительно по всем пунктам, но мне, можно сказать, повезло: я не играла в Bastion и мне абсолютно нечего было ждать от Transistor'а. Думаю, это сильно сказалось на общем впечатлении, но воспринимать Transistor в отрыве от чего бы то ни было оказалось тоже вполне неплохо.
читать дальшеГород далёкого будущего Клаудбанк, безумной красоты место, сочетающее в себе футуристический киберпанк и ловко вплетённые элементы модерна, подвергается атаке Процесса - вышедшего из-под контроля создателей искусственного разума. По ходу повествования мы узнаем, что за локальный апокалипсис ответственна организация Камерата, похищавшая людей и использовавшая их уникальные способности для создания супероружия - Транзистора.
Наша героиня - молодая певица Рэд, любимица всего Клаудбанка, у которой Камерата украла... голос. И кое-что поважнее, но об этом нам предстоит догадаться не сразу. В руках Рэд - тот самый Транзистор, меч, который позволит ей добраться до основателей Камераты и уничтожить их.
Визуальная красота Transistor'а не требует никакой критики. Игра нарисована просто великолепно, нет смысла рассказывать - надо её просто увидеть. Общий стиль, левел-дизайн, работа со светом, цвета, смелые заимствования из ар-нуво (от Климта и Мухи здесь явно почерпнуто немало) - словом, пир для глаз, сердца и ума. Но несмотря на то, что на оформление игры явно повлияло множество самых разных вещей, в результате мы имеем нечто особенное и неповторимое.
Картинку дополняет абсолютно дивное звуковое сопровождение. Музыку из игры положительно оценивают решительно все критики и большинство игроков: сильный электронный саундтрек практически совершенен, нет ни одной неуместной или недотянутой композиции, всё на своём месте и в своё время.
А в голос практически единственного говорящего персонажа игры - собственно, Транзистора - невозможно не влюбиться. Точные акценты, правильные интонации, сам тембр вкупе с отличными и очень живыми текстами - успех по всем параметрам.
Геймплей достаточно однообразен, сюжет линеен, вариативность прохождения почти нулевая. Впрочем, в данном случае это не слишком плохо: при относительной краткости игры процесс не успевает осточертеть, и терпения хватает даже на повторное прохождение (которое не только приветствуется, но и предполагается авторами).
Де-факто игрок всё время движется от одного сражения к другому, короткими перебежками с редкими сюжетными действиями между. Сражения и есть ключевой элемент игры, поскольку система способностей довольно необычна, хотя и не уникальна. У Транзистора есть определённое количество ячеек памяти, которое может быть увеличено при левел-апе, куда и помещаюися скиллы. Каждый скилл (они здесь называются "функциями") может быть использован в трёх ячейках: активной, пассивной и ячейке усиления. То есть скилл можно использовать непосредственно, можно использовать его пассивную особенность или засунуть его в другой скилл. Все три возможных действия каждого скилла приблизительно подчинены одной логике, но при использовании в ячейке усиления один скилл влияет на второй совершенно иначе, чем на третий. Вариантов билда великое множество, и всё же создать нечто универсальное довольно легко. А ещё всё это сильно легче на практике, чем в описании.
Система планирования боя нередко становится оружием последнего шанса. Каждая функция имеет время отката, и часто после серии ударов главная цель - выжить, пока истечёт время до нового применения скилла. Та ещё задачка: враги кусают больно и почти всегда сильно шустрее, чем мы.
Умереть сложно, при каждом нокауте временно блокируется одна из функций Транзистора, т.е. окончательно потратить здоровье можно трижды. Само по себе прохождение без ограничителей не представляет какой-то неоправданной сложности.
Сюжет Transistor'а откровенно хромает на обе ноги. В конце концов в наше время уже неприлично создавать истории в духе "группа амбициозных учёных создала херню, с которой не смогла справиться, а теперь спаси мир". Но я не сильно погрешу против истины, если скажу, что то, что рассказывается, абсолютно не имеет значения. Важно то, как это рассказывается. Многогранный мир, живущий по собственным логическим законам, показан совершенно без объяснения того, как и почему всё так, как есть. Да, зачастую не хватает каких-то общих вещей. У Рэд крайне мало бэкграунда, всё что мы о ней знаем, мы знаем из обрывков фраз или полунамёков, более-менее конкретные вещи из её досье добавляют к образу даже меньше, чем редкие реплики Транзистора.
Но все эти детали удивительным образом складываются, как мозаика, в целостную картину без единого нарушения какого-то внутреннего стройного порядка. Скупые, но очень натуральные и верибельные сведения об окружающем мире, биографии похищенных Камератой людей, всё окружение и, наконец, вместе с ними незатейливая история именно такие, какими должны были быть в идеале. Здесь нет ничего лишнего, нарушающего гармонию целого, некая недоказанность придаёт миру игры определённый шарм. Какое значение все эти события имеют для представленного мира и какой посыл несёт игра в целом? Господи, да в пекло все эти вещи. Когда присутствует такая степень эмоциональной вовлечённости, этим можно пренебречь. Хотя это, конечно, исключение из правил. Но попробуйте найти что-то ещё настолько же сильное, искреннее и пронзительное - я пока не знаю.
Я пока не осилила =( Поставила себе пять огрничителей и офигела