• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
07:08 

Respire («Я дышу!», 2014)

Гайдзин в своём отечестве
В режиссёрском таланте Мелани Лоран были серьёзные сомнения. Её актёрское дарование, впрочем, также нередко подвергается критике - увы, справедливой: девушка и впрямь не блещет, хотя основная её проблема - неразборчивость в выборе проектов. Так что от экранизации нашумевшей плохонькой книжки «Я дышу!» не приходилось ждать ничего выдающегося, особенно после предыдущей режиссёрской работы Лоран - чисто по-французски миленького, но со всех сторон посредственного фильма «Родные» с ней же в главной роли. Литературный материал, ставший основой для фильма, чудовищный: слабенько написанный, нереалистичный (даром что написан романчик девушкой-подростком про девушек-подростков для девушек-подростков) и унылый до невозможности. Никакого шока и справедливого душевного отклика книжонка вызвать не способна - увы.
Фокус и величайшая загадка экранизации этого недоразумения - в том, как внезапно и замечательно нестройный и малоправдоподобный сюжет превращается в крепкую и логичную драму. Проблемы в романе - хуйня из-под ногтей. Проблемы в фильме знакомы каждому, кто хоть раз в жизни бывал девочкой-подростком или хотя бы наблюдал за этим биологическим видом со стороны. Здесь вам наглядно продемонстрируют и цену девичьей дружбы, и правила выживания в стае, и превратности первой любви, и мучительность, которую причиняют односторонние отношения. Так оно всё и происходит в реальности - удивительно прямо, как можно было извлечь столько точных вещей из дрянного романчика.
Манера повествования близка к тому, чем занималась ранняя Валерия Гай Германика: тот же самый гиперреализм, но без чернухи. То же самое медицински точное препарирование черепной коробки взрослеющей девушки, только без ебли в подвале и выдирания волос на стадионе. Но это лишь дань эстетике. Всё-таки Мелани Лоран - француженка до мозга костей, но фильм её менее настоящим от этого не становится.

@темы: Кино, Книги

22:34 

Гайдзин в своём отечестве
Для Гаруспика и Инквизитора есть два варианта совершенно счастливой концовки - один при фин_термите, другой - в абсолютно любых обстоятельствах при условии, что Инквизитор выживет. А есть и трагический вариант, на всплакнуть.
Для Гаруспика и Бакалавра нет счастливой концовки, большое достижение, если они выходят в ноль.
Для пейринга Инквизитора и Полководца сложнее представить начало, чем конец.
Я была бы очень счастлива шипперить Гаруспика и Инквизитора. Но от одной мысли об этом я стираю зубы в порошок: так уж вышло, что этот пейринг разбивает два моих ОТП. А теперь угадайте, какие.

@темы: Мор. Утопия

18:46 

Гайдзин в своём отечестве
Не может не радовать в себе способность признавать ошибки и не оправдывать ничем сторонним собственную глупость и прочие пороки в прошлом. Быть может, это путь к тому, чтоб однажды престать находить оправдания себе в настоящем.
На мою последнюю любовную историю (то ли только что закончившуюся, то ли никогда толком не начинавшуюся) я смотрю теперь за редким исключением как "на что я, чёрт возьми, вдолбила четыре года"? Хорошо, что это случилось хотя бы сейчас, а не когда всё зашло слишком далеко и рвать бы пришлось с мясом. Жаль, что у меня слишком верная память, и хорошее я помню так же чётко, как плохое. Досадно, что в мире вокруг всё ещё столько напоминаний о старых обещаниях.
Надеюсь, (просто из вредности) что ты тоже не забываешь, и что являются к тебе хоть иногда мои огромные глаза.

@темы: Белая стая

00:06 

Гайдзин в своём отечестве
Внезапно осознала, откуда растут ноги у моей нежной любви к глухонемым персонажам - оттуда же, откуда кинк на языковой барьер. Есть что-то щемяще-трогательное в практически непреодолимых вербальных трудностях. Думаю, это должно быть по вкусу тем, кто согласен, что глазами не увидишь и словами не скажешь самого главного.

@темы: Белая стая

21:28 

Гайдзин в своём отечестве
Относительно Мора 2.0 у меня есть всего один - действительно, один - страх. И он сугубо эгоистический: очень боюсь, что сценарий проедется асфальтовым катком по моим сквикам. Их немного, но каждый раз, когда их кто-то колышет, невидимый серп больно режет мои воображаемые бубенцы.
А витающее в воздухе "просрут всю атмосферу", которое, очевидно, является основным опасением фанатов и в особенности тех из них, кто скептически настроен, меня не очень пугает. Наверное, частично это зависит от степени доверия к Создателям: тут я всё-таки, совершенно не наступая себе на горло, признаю, что им виднее и что сделают как надо. То, что дух олдскульного Мора угробит обновлённый графон и прочие обещанные технические ништяки - чушь, на мой взгляд.
К тому же, если версия 2.0 таки с особым цинизмом убьёт своего предшественника, уж старый тёплый ламповый Мор у нас никто не отбирает. Я всегда говорила, что на дерьмовый сиквел можно закрывать глаза без угрызений совести.

@темы: Белая стая, Мор. Утопия

22:11 

Гайдзин в своём отечестве
Когда я писала про ситуацию с «Маусом», я ещё не наткнулась на странную ничем не подтверждённую цитату о том, что книгу сняли с продажи из-за того, что "такая серьезная тема была представлена в виде комикса". Якобы это было пояснено сотрудникам BBC, но тема развития не получила. Стремно, что в вероятность такой гнилой отмазы верится безо всякого труда.
Ведь действительно, комиксы - это всё ещё глупые бессмысленные картинки для самых маленьких.
Компьютерные игры только отнимают время и вообще провоцируют в детях жестокость.
Аниме - это китайские порномультики, вызывающие эпилепсию.
Очнитесь. Ноосфера изменилась. Искусство преобразовалось.
Железный занавес - у нас в головах.

@темы: Книги, Так и живём

16:56 

«Опасное погружение», 2014

Гайдзин в своём отечестве
Почти два года назад Альфонсо Куарон снял отхватившую сразу полдюжины Оскаров за техническую часть «Гравитацию» - ту самую производственную драму, где Сандра Буллок крадёт примерно треть экранного времени, уныло рефлексируя на фоне холодного равнодушного космоса.
Рон Скальпелло, малоизвестный и видимо только начинающий режиссёр, фотографию которого даже нагуглить тяжело, живописует очень похожую ситуацию, перенесённую на реалии трудовых будней водолазов. Люди, занимающиеся тяжелейшей и, прямо скажем, собачьей работой, оказываются в ловушке на глубине приблизительно в семьсот футов, с сильно ограниченным запасом кислорода, почти без связи с внешним миром и с весьма сомнительной надеждой на спасение. Завязка, сама по себе заставляющая кровь стынуть в жилах: толща воды нисколько не милосерднее невесомости, а гибель - она и есть гибель.
Казалось бы, для крепкого от начала до конца кина фундамент есть, теперь бы только распорядиться умеючи персонажами и сюжетом. Но в худших традициях «Гравитации» нам предлагают окунуться во внутренний мир и тёмное прошлое героев. Вместо того, чтобы что-то предпринять для выживания, четыре взрослых мужика как по команде расклеиваются и исповедуются друг другу. И ладно бы это как-то способствовало раскрытию характеров, но объёмнее от их слезливых и давно набивших оскомину историй они не становятся ни на грош.
Когда сценаристы вдруг разучились прописывать крепких, стройных персонажей без какого бы то ни было бэкграунда? Ведь это физически возможно, надо лишь приложить чуть больше усилий. Поведение разных людей реально изобразить по-разному и при этом достоверно, не углубляясь в подробности биографии, не прибегая к детским травмам и комплексу вины, не вытряхивая скелеты из шкафов и грязное бельё из корзин. Иначе как халтурой это назвать нельзя, сценарные ходы на "отвяжись", на зубах уже навязли такие галимые мотивации.
А ведь неплохая была динамика, как хорошо нагнеталось и как прилично удерживалось напряжение. Из драмы или триллера в закрытом пространстве и с постоянным ощущением опасности можно вылепить конфетку, ну киношники, ну чё вы, а.

@темы: Кино

00:26 

Куда же без меня?

Гайдзин в своём отечестве
21:44 

Гайдзин в своём отечестве
На самом деле моим первым побуждением, когда стало ясно, что полигонной игре по Мору - быть, и мне в ней - участвовать, было заявиться на роль Болеслава. Я даже немного покривлялась перед зеркалом и поняла, что у меня в принципе получается изображать его мимику такой, какой я её представляю.
Но идея была отброшена сразу как отвратительная. Мне, может, и было бы весело, но во-первых вряд ли это доставило бы массу удовольствия другим игрокам и мастерам, во-вторых Боля б скорее всего просто не выжил. Так что такой экстремальный вариант я, пожалуй, отложу до лучших времён.

@темы: Мор. Утопия, Белая стая

02:44 

Вадим Смоленский, «Записки Гайдзина»

Гайдзин в своём отечестве
«В Японию. Дальше уж не бывает» - сказал Эраст Фандорин, прощаясь с Варенькой в конце «Турецкого гамбита». И действительно - трудно представить, куда уж дальше, иногда трудно верится, что все мы, представители человеческого рода, как-то умещаемся на одной и той же планете. На крошечном голубом шарике посреди бесконечного ледяного безмолвия космоса одновременно существуют чопорные сарариманы и воины масаи, английские джентльмены и девицы гангуро, ковбои и гейши, христиане и синтоисты.
А самое удивительное, что все они ухитряются друг друга ненавидеть и бояться, огораживаться друг от друга поистине непреодолимыми стенами и мастерски отделять своих от чужих.
Это деление как нигде остро чувствуется в Японии, открывшейся миру ничтожно недавно. На её примере наглядно видны многочисленные внутренние противоречия и предрассудки, на деле раздирающие каждую страну или нацию изнутри - а вместе с ней и каждого отдельно взятого человека.
Нет, нам не стать просто гражданами мира, пока мы смотрим друг на друга через решётку, как в зоопарке, и толком не знаем, по какую мы сторону. Поразительно, каким жутким эхом откликается написанное в этой книге десять лет назад сегодня, и я вновь убеждаюсь: пока не познаешь другого, не познаешь себя. Пока не полюбишь другого, не примешь его с распростёртыми объятиями и не впустишь в себя, как сделал это Вадим Смоленский, так ничего толком в этой жизни не поймёшь. Рискуешь, правда, при этом стать гайдзином в своём отечестве, но это не так страшно: для кого-то ты и так уже гайдзин. Давно известно: из своих в чужие перейти легче, чем из чужих - в свои.
Пожалуй, лучшая книга, прочитанная за долгое время.

@темы: Книги

06:14 

Гайдзин в своём отечестве
Вы читали комикс «Маус»? Если нет, то рекомендую вам это сделать и не открещиваться, ссылаясь на возможную нелюбовь к комиксам в принципе. Штампованное барахло про супергероев не имеет ничего общего с этим графическим романом кроме, собственно, формы подачи информации. «Маус» - лауреат Пулитцеровской премии и по некоторым оценкам чуть ли не лучшее произведение о Холокосте. Глубоко личная история, сквозь которую просматривается настоящий ужас геноцида и войны, а после в голове оседает мысль о том, что это не должно повториться, потому что не должно повториться никогда. Первый том романа называется «Мой отец кровоточит историей». Если бы книги могли истекать кровью, то из этой вылилась бы целая река.

Вчера в течение дня рунет рвало от сообщений о том, что книга снята с продажи. По сообщениям нескольких источников, первым в этом был уличён Московский дом книги, а теперь к нему присоединились ещё и «Москва» на Тверской и «Библио-Глобус». Приказ свыше или инициатива самих перепуганных магазинов - толком неизвестно. Известна причина - близость даты 9 мая и свастика на обложке.
СВАСТИКА НА ОБЛОЖКЕ, КАРЛ!
Будь это другая книга и отыщись иная причина прятать её под прилавки, речь могла бы идти про пиар, но здесь уж точно нарочно не придумаешь. Исчезновение «Мауса» - явление абсолютно того же порядка, что идиотские предложения замазать свастику в «Семнадцати мгновениях весны» или убрать портрет Гитлера из учебников истории. Не забыта и история с солдатиками, которая казалась ещё недавно самым нелепым, что только может произойти на этой почве. Не исключено, что такие меры - перестраховка, чтоб не попасть под горячую руку рейдов, которые грозятся проводить в поисках экстремистских материалов. Эти невесёлые приметы времени медленно но верно ковыряют давно набухающий гнойник: похоже, о фашизме нам совершенно не надо думать, и желательно забыть, как он вообще выглядит. Смешно, особенно на фоне уже утомивших разглагольствований о том, что недопустимо переписывать историю и забывать о прошлом.

Только недавно я поймала себя на мысли, что в каждом крупном книжном магазине на полке с комиксами я неизменно цепляюсь глазом минимум за один экземпляр «Мауса». Сделала вывод о сравнительно большом тираже. Тогда беды ещё ничто не предвещало. Было бы здорово, если эта в общем позорная со всех сторон ситуация заставит кого-то заинтересоваться книгой и прочесть её. Она стоит того, чтоб о ней знало как можно больше людей. Плохо только, что повод поистине недостойный.

Напомню, что по итогам съезда русских националистов в Петербурге так никто и не был привлечён к уголовной ответственности.

@темы: Так и живём, Книги

00:53 

Гайдзин в своём отечестве
В группе Мора снова ArtPick, в этот раз герой - блистательный маэстро Бессмертник.
И это к вопросу о том, какой стереотип в морофандоме повергает меня в неизбывную тоску. Марк-кукловод, Марк-и-его-игрушка-Город, Марк-способный-управлять-другими-персонажами-как-марионетками, Марк-режиссёр-всего-происходящего-в-игре. Я даже примерно представляю, откуда эти идиотские представления берутся - из-за масок, которые в контексте игры не совсем маски. Бессмертник ведь не заправляет всеми Исполнителями и Трагиками в городе - прямым текстом говорится, что театральный реквизит растащили могильщики и прочие никак не связанные с Марком люди и сущности. И ещё мне упорно кажется, что то, что Создатели и Марк делят одну площадку - условность. Была бы это не условность и будь Марк хозяином всех масок - это, простите, значило бы, что маэстро властен ещё и надо всеми Ледорубами во главе с господином Д., тут маразму крепчать уже некуда.
Кстати, вопреки расхожему мнению, особых манипулятивных способностей за ним тоже не то чтобы много, какая-нибудь Мария плетёт интриги гораздо более лихо. Марк, безусловно, лучше всех в игре умеет загадочно улыбаться, но чтоб всех перехитрить - такого не помню в упор.
Я, кстати, долго упивалась своим фаноном, где Марк действительно являлся существом другого порядка, нежели все остальные: он был живым воплощением дьявола на земле. Но дьявол этот был скорее сторонним наблюдателем и не являлся какой-либо движущей силой в мире. Его сущность была близка к образу дьявола из «Эврики!» - полушутовская и не являющаяся ни главным злом, ни злом вообще.

@темы: Белая стая, Ice-Pick Lodge, Мор. Утопия

00:30 

Гайдзин в своём отечестве
Я люблю вторую часть «Короля льва». Две важные оговорки: вообще диснеевские сиквелы - это мрак и ужас, и обычно их проще не учитывать, когда говоришь о каком-то т.н. "классическом" мультфильме, их даже в кинотеатральный прокат никогда не пускали, и тенденцию эту ещё только собирается нарушить сиквел «Холодного сердца»; второе - у «Короля льва» огромная вселенная, где надо учитывать официальные комиксы, книги и наверняка что-то ещё, так вот - я к этому фандому не принадлежу и совсем уж в тонкостях мира не разбираюсь, поэтому могу наговорить глупостей.
Но то, что показано в «Simba's Pride» вообще переворачивает всё сложившееся представление о финале первой части. Выясняется, что у Шрама было некоторое (довольно большое, судя по батальным сценам) количество лояльных ему львиц, которые за свою лояльность жестоко поплатились: законный король Симба, вернувший себе престол, изгнал их на неплодородные земли. Это поднимает множество вопросов и открывает интересную плоскость ситуации: выходит, конфликт был настолько непримиримый, что король обрёк часть своих сородичей на голодную смерть. Даже примерно ясно, во имя чего сюжетно произошёл внутренний раскол - чтобы история аллегорически повторяла сюжетную завязку «Ромео и Джульетты», и серия продолжила аллюзионировать на Шекспира. В итоге и путь к примирению исходит от младшего поколения, которое не повинно в прегрешениях прошлого, но оскорблённая предводительница изгнанниц Зира не соглашается всё забыть и простить, а Симбе и в голову не приходит раскаяться в жестоком поступке. Со смертью главной антагонистки всё противостояние, собственно, и заканчивается... Мы не сделали скандала: нам вождя недоставало. Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков. Тоже показательный момент.
Череда довольно трагических событий приводит к печальному итогу: никто ничему так и не научился, а хэппи-энд - наличествует. Художественно абсолютно не оправдано, но, чёрт побери, как же жизненно.

@темы: Белая стая, Кино

07:37 

The Stanley Parable

Гайдзин в своём отечестве

Начнём с важного: идите на Стим и купите эту игру. Окей, она стоит больше тридцати рублей и для кого-то может стать дорогим приобретением, но она стоит своих денег. Если у вас нет Стима, то идите заведите его, а то чё как лох-то.
Технически Stanley Parable больше всего похожа на Antichamber, но это очень условное сравнение, потому что Stanley Parable не похожа вообще ни на что. И потом, если Antichamber - остроумный минималистичный медитативный дзен, то Stanley Parable - это сплошной едкий троллинг и совершенно гениальное юродство.
Эту игру вообще нет смысла описывать, потому что даже грамотно проспойлерить её не получится: это ей-богу надо видеть. Здесь бесполезно заранее знать, что сейчас тебе будут ломать четвёртую стену. Айс-Пик Лодж и не снилось такое бесстыдное глумление над четвёртой стеной, при всём уважении к Айс-Пик Лодж и их умению пускать жизни игроков под откос.
Я гарантирую, это бесценный экспириенс. Вы не готовы к тому, что предложит Stanley Parable: она будет вас гнобить, издеваться над вами и вообще всячески унижать. А вам это ещё и понравится.

@темы: Игры

01:49 

Гайдзин в своём отечестве
У Mori-Mori-Morik есть хороший пост на тему того, почему к отечественным мультикам в частности и медиа в целом складывается такое прохладное отношение и почему проще и, что самое главное, логичнее отдать предпочтение иностранной продукции. Игрушкам, если ещё сильнее конкретизировать. Очень здраво отмечено, что не последнюю роль играет неспособность создавать фандомообразующий продукт.
Я вспомнила про этот пост, когда недавно в очередной раз наткнулась на сайт фирмы, которая и пытается сделать из отечественных порождений фандом и тренд. Я видела этот сайт ещё давно, когда там была бета, если не альфа, и с тех пор ассортимент расширился с одного-двух наименований до того, что есть сейчас. И посыпались у меня вопросы.
Основной - целевая аудитория. Я легко могу представить целевую аудиторию аниме-фигурок или супергеройского стаффа. Как минимум большинство тех, кто имеет хоть пару фигурок, знают реальную стоимость этих вещей. Если уж продукция этого сайта так неприкрыто и прямо бьёт в ностальгию, то следует искать потенциального покупателя как раз среди ностальгирующих, но как правило для людей старшего поколения выкладывать действительно большую сумму за игрушку не принято, странно и вообще. Исключения, конечно, есть. А поколение младшее, даже если с теплотой относится к мультикам своего детства, скорее всего не настолько упарывается по ним, чтобы делать из них полноценные экземпляры своих коллекций. Исключения тоже, разумеется, в наличии: напомню себе, что на ФБ есть целая команда по Волшебнику Изумрудного города. У меня вообще нет вопросов по поводу фигурок из Аллодов, с ними всё понятно. У меня большие вопросы относительно фигурок богатырей и персонажей «Лунтика» - ясно же, что в здравом уме нормальный человек такого не купит, а в качестве детской игрушки родители могут выбрать что-то подешевле и попрактичнее, и, по-хорошему, полезнее и лучше, чем это позорище. У меня вопросы к огромным дорогущим статуэткам Охлобыстина и Цоя, призванным, видимо, дать наш ответ великолепным Hot Toys. И у меня серьёзные вопросы к основному ассортименту - мультгероям. За исключением, может, Алисы Селезнёвой и её тусовки: серьёзные фанаты у неё в наличии.
Ни в коем случае не фыркаю и не ругаюсь на фирму. Начинание-то благое, и качество изделий, если верить фотографиям, на неплохом уровне. Даже я, когда начну обустраивать интерьеры своей виллы на Каймановых островах, с удовольствием поставлю на каминную полку Умку, как раз между своим «Оскаром» и сертификатом Нобелевского лауреата. Но искренне надеюсь, что фирма не надеется стабильно богатеть: как мне кажется, слишком уж специфический продукт. И, повторюсь, грустно, что основной упор так отчаянно и безнадёжно сделан на ретро. Но это к вопросу о современном состоянии российской медиакультуры.

@темы: Так и живём, Белая стая

23:49 

Гайдзин в своём отечестве
Игрофлешмоб! Целый месяц теперь буду погружать своих читателей в пучину игрозадротства.

День 1 — Самая первая игра
День 2 — Любимый персонаж
День 3 — Самая недооценённая игра
День 4 — Игра — guilty pleasure
День 5 — Игровой персонаж, с которым вы наиболее схожи (или на которого хотелось бы походить)
День 6 — Самый раздражающий персонаж
День 7 — Лучшая пара в игре
День 8 — Лучший саундтрек
День 9 — Самая грустная сцена в игре
День 10 — Лучший геймплей
День 11 — Лучшая система выборов
День 12 — Игра, в которую должен сыграть каждый
День 13 — Игра, в которую вы играли больше пяти раз
День 14 — Нынешние (или последние) игровые обои на рабочем столе
День 15 — Запостите скриншот из игры, в которую играете прямо сейчас
День 16 — Игра с лучшими катсценами
День 17 — Любимый антагонист
День 18 — Любимый протагонист
День 19 — Запостите изображение сеттинга, в котором хотели бы жить
День 20 — Любимый жанр
День 21 — Игра с лучшим сюжетом
День 22 — Игровой сиквел, который вас разочаровал
День 23 — Игра с лучшей, по вашему мнению, графикой или художественным стилем
День 24 — Любимая классическая игра
День 25 — Игра, в которую планируете сыграть
День 26 — Лучшая озвучка персонажа
День 27 — Самая-пресамая эпическая сцена
День 28 — Любимый разработчик
День 29 — Игра, которую вы не ожидали полюбить, но полюбили
День 30 — Любимая игра на все времена
запись создана: 16.03.2015 в 00:11

@темы: Игры, Тесты, флешмобы, ад и погибель

00:19 

Гайдзин в своём отечестве
«Запрещённый приём» со второго раза зашёл гораздо лучше, чем с первого. Главным образом потому, что в этот раз мне хватило терпения и сил досмотреть его до конца. А это действительно испытание, потому что выдержать ахинею, которая творится в середине - задача не из лёгких. Впечатление осталось сильное, именно потому что концовка придаёт происходящему на экране аду говна хоть какой-то смысл, и общая картина получается довольно стройная и логичная. Но только когда спойлер. Для пересмотра фильм не годится: только за счёт эффекта неожиданности от развязки и получается общее впечатление. Картинка хороша, но бьёт по глазам ужасающая вторичность и откровенный кич. Экспозиция и сценарий в основном таймлайне никакущие, диалоги писал абитуриент сценарного, который не может поступить уже лет семь. Хорошо играют только Гуджино, Хэмм и главгад. Но - повторюсь, фильм намного лучше, чем показалось мне в первый раз, когда я сказала "в пекло это говно!" и вырубила.
Хотя «Завтрак на Плутоне», например, в первый просмотр тоже показался мне унылым и раздражающим, а фильм-то отличный на самом деле, но потребовалось время, чтоб это понять.
Надо попробовать досмотреть «Запределье». Его я тоже когда-то не смогла по схожим причинам.
А «Воображариум доктора Парнаса» даже пытаться не буду. Этот кусок говна время не способно сделать лучше.

@темы: Кино

18:27 

«Батальонъ», 2015

Гайдзин в своём отечестве
В отличие от Великой отечественной, более подходящей для воспитания патриотизма и соответственно сильнее растиражированной в кино не в пользу качеству, Первая мировая война - материал не беспроигрышный и ещё не обкатанный со всех сторон. Работа с таким материалом - само по себе хождение по лезвию ножа, потому что участие России в первой мировой - песня. Длинная грустная песня.
Изначально вроде как открещиваясь от исторической достоверности и подчёркивая художественность, фильм прямо начальными титрами демонстрирует надпись "При поддержке Российского исторического общества" - неоднозначно выходит, но мы сделаем вид, что не видели этого.
А вот сделать вид, что не замечаешь кое-чего другого, даже если очень хочется, не получается. Вроде бы фильм пытается сделать ставку на характеры разных героинь, присутствует даже попытка сделать всех девушек уникальными, минимумом средств создать неповторимые образы, но проваливается она с треском. Героини-девушки картонные и безликие, тот скупой набор черт, которым наделили авторы героинь, на проверку оказывается набором штампов, чрезвычайно слабых и неинтересных. Дородная деревенщина Дуся - просто дородная деревенщина Дуся, а благородная певица Надя - просто благородная певица Надя. Кажется, что жесточайшая подготовка и вполне реальные боевые действия абсолютно ничего не меняют в героинях. Какая эволюция персонажа, какой внутренний перелом, вы о чём? Светлоликая и практически святая Вера, вроде бы заявленная титульной девицей фильма, какой была в самом начале - такой и осталась.
Вообще тотальный провал с характерами персонажей открывает одну интересную плоскость вопроса. Не особенно слукавив можно сказать, что в принципе половина эмоционального накала фильма держится на игре Марии Ароновой. Актриса далеко не первого эшелона вдруг выдаёт именно такую игру, за какую на кинофестивалях вручают награды. И выдаёт она её с самого начала, её персонаж объёмен ещё до того, как появляется какой бы то ни было бэкграунд. Крепкий характер можно выписать и без истории, другое дело - что сделать это и вправду сложно. Актёрская игра тоже не всегда спасает пустых болванчатых героев. Девушки ведь играют неплохо, не их вина, что сценарий оказался не в силах хотя бы немного раскрыть образы.
И сочувствовать при таком раскладе тоже капитально некому, а нет-нет и встаёт на протяжении просмотра ком в горле. Разгадка проста: манипулятивность. Только вместо хромых собачек, бездомных котят и глухих лисичек нам показывают девичьи слёзы, навязчиво вызывая у зрителя условный рефлекс. И фильм давит, и давит, и давит, и давит эту слезу, в основном не очень-то честно давя на беспроигрышные болевые точки. Манипулятивность эта, конечно, не имеет ничего общего с настоящими эмоциями и сопереживанием.
Важно понимать: «Батальонъ» - это не полный провал. Самую низкую планку в подобном жанре очень уверенно держит «Сталинград», чтоб перещеголять его - надо очень перестараться, а в «Батальоне» по крайней мере хоть какие-то усилия видны. Если бы можно было сделать работу над ошибками, его можно было бы превратить в довольно неплохое кино, уровня той же «Брестской крепости». Но исправить предстояло бы слишком многое, чтоб всерьёз об этом задумываться.
А по поводу темы женщины на войне и нарастающей тенденции к реабилитации белых говорить, кажется, излишне: слабовата форма, чтобы всерьёз разбирать содержание.

@темы: Кино

05:34 

«The Imitation Game», 2014 (но больше досужие мысли)

Гайдзин в своём отечестве
Как же тяжело жить в современном мире, когда каждый бездарный писака, самоуверенный журналист или напыщенный киношник считает возможным переписать историю как ему захочется! Особенно страдает Вторая мировая, которую, несомненно, выиграла одна православная Россия. Мало того, что, значит, отряд боевых раввинов расстрелял Гитлера ещё в сорок втором году, так ещё и немецкую армию в одиночку разгромил какой-то британский педик!
Если после этого абзаца вам захотелось надавать Эрочке по морде, значит, вас не зря носит земля.
Говоря серьёзно, прокат некоторых фильмов в нашей с вами стране - это такой эксперимент с вентилятором: что ты на него не бросай, всё равно обратно полетит говно. Ибо настроения нынче таковы, что даже робкое посягательство на узурпацию права победы во Второй мировой, которую всё реже отделяют от Великой отечественной, карается народным порицанием и мгновенно клеймится оружием информационной войны.
Мы вот недавно кое с кем обсуждали, насколько искусство вообще может и должно быть актуально и социально значимо, и всегда ли художественная ценность отделима от контекста и, допустим, той же обстановки в мире. Мне эти вещи всегда были заметно интереснее, чем бесконечное ковыряние во внутреннем мире абстрактного человека или конкретного режиссёра и искусство ради искусства, оторванное от реалий и настроений.
Многие вещи хороши в своё время. «Над пропастью во ржи» - книжка в общем и целом так себе, но в своё время она произвела эффект разорвавшейся бомбы и навсегда изменила представление о литературе, по крайней мере в отдельно взятой стране. Своевременность и острота важны для искусства именно потому, что некоторые процессы важно распознавать пока они длятся, а не анализировать постфактум. Датская «Охота» была так хороша именно потому, что была снята в самый разгар захлестнувшей Европу педоистерии и послужила ведром холодной воды. Вот и Тьюринг получил помилование от королевы Великобритании только год назад.
Но мой товарищ всё же прав: одной только актуальности темы мало. Всё-таки чувственное восприятие для искусства тоже играет первостепенную роль. Впрочем, у «Игры в имитацию» с эмоциональностью всё в порядке, хотя и не без проблем.
Стоило ли отнестись к истории более бережно и соблюсти историческую достоверность? Да. Нет. Возможно. Некоторые допущения действительно можно списывать на кинематографическую условность, но далеко не все. Оправданно ли серьёзное внимание, уделённое гомосексуальности Тьюринга? Да. Этой темы могло быть слишком много, но её столько, сколько надо, потому что перед нами прежде всего история человека, а из песни слов не выкинешь. Может, хотелось бы поменьше голливудщины и чуть больше ощущения исторической достоверности, это верно.
Но нужно не иметь сердца, чтобы увидеть только то, что я пыталась спародировать в первом абзаце.

@темы: Кино

04:03 

Гайдзин в своём отечестве
Я не так давно нападала на подростковую литературу, а именно на то, что называю дурными детскими книжонками. Тогда я этого не сказала, но их есть ещё за что упрекнуть: они ведь совершенно дискредитируют жанр антиутопии. Понятно, что и Оруэлл, и Хаксли, и тем паче Брэдбери со своим «451» давным-давно превратились в то, что тоже как бы положено читать и любить. Однако это не делает их хуже, чем они и так есть. Вообще популярность не делает какие-либо произведения хуже только потому, что они стали популярны. Просто популярность бывает во-первых незаслуженная, во-вторых начинает соблазнять авторов прогибаться под вкус публики. Давно написанному, к счастью, это не грозит.
Среди антиутопий вообще в фантастике есть очень хорошие вещи вроде «Обнажённого солнца» Азимова и «Улья Хеллстрома» Фрэнка Герберта. В кино есть чуть более слабый концептуально «Эквилибриум» и (очень условно) первая «Матрица». Неплохим или даже хорошим их делает цельность и отсутствие совсем уж вопиющих противоречий даже в рамках одного отдельно взятого мира.
Причём тоталитаризм или постапокалиптика - это всегда декорации. Невозможно построить произведение только на описании мира, общества в нём и всяческих подробностях. Всё равно центральная фигура в любом произведении - человек, живущий в этом мире. Через него, конкретного и абстрактного, и раскрывается истинное лицо созданной автором вселенной. При таком раскладе становится видно не только как окружающая действительность влияет на человека, но и то, насколько она вообще продумана и гармонирует сама с собой.
ВСЕ подростковые антиутопии разваливаются на части, если взглянуть на них критически. Разбирать «Голодные игры» и «Дивергента» уже бесполезно: их недостатки были описаны тысячу раз, но всем пофиг. Страшно то, что они порождают десятками последователей и подражателей, которые вообще никакой критики не выдерживают. Концепции сильно слабеют, штампы и клише кочуют из книги в книгу, блёклые герои и бедный язык вообще отбивают всякое желание искать светлые стороны. Однако откровенный ширпотреб Скотта Вестерфельда (выходящий со скоростью, которой позавидовала бы Донцова) и его идейных сестёр Лорен Оливер и Киры Касс расходится внушительными тиражами. Парадокс? Парадокс. К антиутопиям вся эта погань принадлежит лишь чисто технически, а нормальные представители жанра малолеток не интересуют.
Я всё это написала только лишь потому, что за любимый жанр всё-таки обидно.

@темы: Книги, Белая стая

Предчувствие грозы

главная