Эра милосердия
Гайдзин в своём отечестве

Исламская революция в Иране — не самое известный и не самый широко освещённый в масскульте эпизод. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но школьный курс истории если и касается этой темы, то настолько вскользь, что мы максимум можем смутно припоминать, что что-то про это слышали. Скоро минет сорок лет с тех дней, а общеизвестных произведений, их описывающих, до обидного мало. Великолепный графический роман «Персеполис» и его экранизация, да ещё пресловутая «Операция Арго», которая на самом деле совершенно не про то. Тема по-прежнему трудная, неудобная и, по-видимому, мало кому интересная, хотя казалось бы.
Но именно на разгар Исламской революции приходится действие дебютной и пока единственной игры iNK Stories «1979 Revolution: Black Friday». Главный герой и протагонист, фотограф Реза Ширази, — узник в изоляторе печально известной тюрьмы Эвин. Человек, который пытает его, выбивая признания в содействии терроризму и информацию о сообщниках — это Ассадола Ладжеварди, также известный как "тегеранский мясник", реально существовавший палач, лично ответственный за казни тысяч политических заключённых. Продемонстрированная в игре пытка электропогонялкой — ещё самое невинное из его излюбленных развлечений. В перерывах между допросами игра представляет собой череду флешбеков, раскрывающих цепь событий, из-за которых главный герой оказался там, где оказался.
Реза вернулся на родину после нескольких лет отсутствия и застал Тегеран на закате монархии: всеобщее недовольство режимом последнего шаха Пехлеви постепенно достигает апогея. Резу приводит на многотысячную акцию протеста друг детства, не подозревая, что всё закончится расстрелом демонстрации. После этого мир для них уже никогда не будет прежним. И ни для кого больше. Наш герой Реза на самом деле — не пламенный революционер, сначала он хотел лишь запечатлеть происходящее на фотоплёнку, чтоб поведать об этом миру, но в итоге не смог остаться бесстрастным корреспондентом. Он не желал выбирать сторону, но всё же оказался на одной из них. Реза — маленький человек, волею случая впутанный в кровавые игрища, стоило лишь раз проявить неравнодушие. Его история невыносимо несправедлива и до чудовищного типична: наверное, мы никогда доподлинно не узнаем точного числа невольных жертв тех страшных дней, виновных лишь в недостатке покорности.


Технически «1979» ничего особенного собой не представляет: игровой процесс — калька с тонн прочего интерактивного кинца, которое штампуют, например, TellTale. Некоторое количество хождения по небольшим замкнутым локациям, немного исследования мира на предмет кликабельных объектов и чудовищно унылый экшн в виде мини-игр с квиктайм-эвентами, которые заставляют вспомнить даже не про «Walking Dead», а про «Fahrenheit». Основное продвижение сюжета свершается во время диалогов, где по традиции игрок сам выбирает реплику или реакцию персонажа за экстремально ограниченное время. Решения, которые мы принимаем, двигают историю в то или иное русло, приближая неизбежно печальный финал.
Да, как и во многих других похожих играх, свобода выбора в «1979» — условная. Жёсткие сюжетные рельсы торчат из местной истории даже более явно, чем из тех же «Walking Dead». Склоняться в ту или иную сторону имеет смысл разве что ради успокоения собственной совести, потому что реально изменить что-то игрок не в силах. И... пожалуй, именно «1979» можно простить эту псевдо-нелинейность: мы знаем, что в конечном итоге к власти придут радикальные исламисты, а кучка либералов сама подпишет себе смертный приговор. Цель этой игры — не накормить игрока иллюзией того, что именно он определяет ход повествования, а рассказать вполне конкретную историю, в рамках которой мы вольны лишь местами пытаться что-то исправить в зависимости от своего чувства справедливости.
И игра справляется со своей повествовательной задачей: по мере прохождения практически все действия — от выбора определённых реплик в диалоге до успешного исследования окружения — пополняют большую энциклопедию, доступную в главном меню. Каждый параграф рассказывает о знаковых событиях и явлениях Исламской революции или же просто об аспектах Иранского быта. Эта возможность реализована как коллекционирование: когда мы сталкиваемся с тем или иным предметом, персонажем или тезисом, о котором западному игроку может быть ничего не известно, на экране появляется оповещение о том, что доступна дополнительная информация. Получается этакий путеводитель по местным реалиям для самых маленьких. В результате мы имеем своеобразную интерактивную документалистику, даже снимки, которые делает Реза, перекликаются с реальными историческими кадрами.
Однозначный минус игры — она откровенно короткая. На некоторые главы отводится буквально по три-пять минут, а общее время прохождения со внимательным чтением всех дополнительных справок займёт совершенно несолидные для 2016 года три часа. К тому же, концовка игры (любая) производит впечатление откровенно оборванной на полуслове, точно затравка для продолжения. Учитывая, что интерактивное кинцо имеет дурную манеру выходить эпизодами, было бы логично предположить, что нас ждёт ещё несколько частей, но что-то подсказывает, что их не будет. Потому что снова искушать игроков заведомо бесплодными надеждами было бы дурным тоном. Потому что исход предопределён. Потому что Иран того времени плохо подходит для задорных приключений, которые можно рассусоливать и тиражировать несколько сезонов.
Постепенно уходят в прошлое дискуссии о том, что видеоигры-де ничему не учат. Всё реже встречаются и рассуждения о том, какие темы в видеоиграх якобы неэтично поднимать. Игры уже довольно прочно укрепились в качестве вполне самостоятельной формы искусства, в том числе — драматического. «1979 Revolution: Black Friday» — существующий пример того, что разработчики вполне способны использовать серьёзные темы и говорить о них без прикрас. Многие, кто не закроет «1979» в первые десять минут, полезут искать в Интернете более подробную информацию, поскольку без знания исторического контекста в реалиях игры и вправду довольно сложно ориентироваться. Эта игра, довольно неплохо переведённая энтузиастами из Tolma4 Team — один из хороших примеров художественного произведения, способного доступно и честно поведать о так мало описанных в российском медапространстве событиях, о которых, на минуточку, знать бы надо.

@темы: Игры