Эра милосердия
Гайдзин в своём отечестве

Шёл 2017 год. Люди в интернетах на полном серьёзе дискутировали о том, какие темы этично поднимать в компьютерных играх. Особенно духовно богатые заводили давно заслушанную до дыр пластинку о том, что игры-де притупляют ощущение грани между вымыслом и реальностью и пагубно сказываются на гуманистическом начале человека. Порицалась современная апология насилия как таковая. Звучали робкие тезисы о самой природе насилия и влечения к нему. Мешались в кучу кони, люди. Всё потому, что Lesser Evil Games собирали средства на симулятор палача.

Вопрос о демонстрации насилия в видеоиграх регулярно поднимается с тех самых пор, как оно впервые было продемонстрировано там, читай - почти что с самого зарождения индустрии. Новая волна пережёвывания этой темы поднимается каждый раз, когда бдительный родительский комитет обращает внимание на чрезмерно натуралистичные, сочные фаталити в новой части популярного файтинга. Этический аспект всплывает заметно реже и заканчивается обычно вяло: как правило, связаны волнения были с чем-то вроде возможности играть за фашистскую Германию в шутане про Вторую мировую. Мнится, собака зарыта как раз в вопросе о том, какие возможности имеет право игра предоставить игроку. Какая степень свободы действий предельно допустима, когда дело касается жестокости?
Есть игры, с которыми всё предельно ясно: скажем, печально известная плеяда японских симуляторов насильника - чистой воды образец относительно безобидной сублимации тёмных и гадких желаний, реализация нереализуемых по каким-то причинам в реальности фантазий. В случае, когда игра не даёт альтернатив, когда единственно возможные в ней действия для игрока морально неприемлемы, всё равно есть способ этому противостоять: не играть в игру.
Однако обычно всё намного сложнее: игрок может совершить нечто для себя непростительное и нехарактерное, иногда по внутренней логике сюжета он должен это сделать, но он может этого и не делать. Примеры подобного мы все знаем: всеми любимый симулятор таможенника, This War of Mine, Becholder на худой конец.
Сама возможность совершать зло не тождественна совершению зла.
Для условно здорового и нормального человека подобные игры с общественно и лично табуированным - не более чем эксперимент над собственными пределами допустимого и, в идеале, - повод лучше узнать самого себя. Никакой DOOM, никакая «Королевская битва» или «Над пропастью во ржи» не заставят человека устроить локальную Колумбину, если на самом деле он этого не хочет. А, если где-то в глубине всё же хочет, если способен, то нажать на спусковой крючок может что угодно.

Разумеется, тон повествования в каждом отдельно взятом случае тоже важен. По крайней мере демо «Палача» выглядит довольно сдержанным: в тексте ключевой механики, описании непосредственно пыток, не видно ни откровенного смакования неаппетитных подробностей, ни ханжеского замачивания шокирующих деталей. Текст в итоге не совсем безэмоциональный, но всё же попытку в подобие бесстрастия можно считать удавшейся - не игре решать, что будет во время прохождения чувствовать игрок. Искусство всё же призвано ставить вопрос, пусть даже не прямо, а лишь поднятием какой-либо темы. Если игрок не то что не ответил, но даже не понял вопроса - у меня для него плохие новости.
Наобещали создатели «Палача» довольно много: динамически изменяющееся в зависимости от совершённого выбора мировоззрение героя, сложную систему баланса рассудка и других жизненно важных характеристик, остро реагирующий на действия игрока мир. В регулярно обновляющемся блоге и на кикстартере разработчики не нагнетают излишней мрачности и обходятся без неуместных смехуёчков, так что можно сделать предварительный вывод об адекватном позиционировании авторами своего проекта. Успокойтесь: нам не предлагают ни карманного сублиматора для потенциальных садистов, ни бессмысленной мясорубки для малолетних долбоёбов. Чуваки из Lesser Evil Games выбрали, конечно, опасный путь. Они ходят по охуительно тонкому льду, но, кажется, они неплохо представляют, куда по нему идут. В любом случае, релизная версия игры расставит всё на свои места. Когда выйдет - тогда и поговорим.

@темы: Игры