05:57 

Тимур Вермеш, «Он снова здесь»

Эра милосердия
Гайдзин в своём отечестве
Если раньше ещё можно было надеяться, что когда-нибудь мы наберёмся храброси иронизировать на тему Второй мировой, то в свете последних лет эти надежды выглядят даже как-то смешно и юродиво. Конечно, если речь идёт о России. Когда Гитлера расстреливают в ложе французского кинотеатра в фильме Тарантино, на полном серьёзе находятся те, кто видит в этом американскую пропаганду. Куда нам до своей сатиры, когда у нас не хватает ума чужую понять? Ужасающие единичные примеры не в счёт.
Так гадко от опасности, что «Он снова здесь» рискует превратиться в чьих-то глазах в попытку реабилитации Гитлера и агитку, утверждающую, что Европе сегодня только он и поможет. Как тошно, что опасения о возможности такой опасности вообще рождаются в голове. Ведь это очередная попытка спеть последний реквием по великому диктатору, один образ которого перестал быть табуированным лишь недавно. Снятие запрета на дискуссию и дестигматизация - это разные вещи, о дестигматизации не идёт и речи.
История о Гитлере, который очнулся вполне себе живым в сегодняшней Германии и принялся не без успеха покорять шоу-бизнес, сама по себе довольно слабая. Почти типичное развитие сюжета о хрестоматийном попаданце изредка перемежается лёгкой иронией на предмет реалий современной немецкой бытности и осторожными сравнениями настоящего с ещё не слишком далёким прошлым. Встречаются как остроумные, так и просто забавные гэги.
Надо сказать, если бы ограничилось только этим, книга была бы до крайности, бессовестно уныла и неправдоподобна. Но в последней трети есть эпизод, ради которого стоило книгу прочесть, да и написать тоже. Восходящая телезвезда Гитлер беседует со своей секретаршей, молоденькой фройляйн Крёмайер, чья бабушка во время войны хлебнула горя и возмущена тем, что её внучка работает у человека, который эксплуатирует столь ненавистный ей образ. Никто вокруг не знает, что образ на самом деле и не образ вовсе, и девушка думает, что разговаривает с гением политической сатиры, не выходящим из роли, когда Гитлер прямо и вполне откровенно рассказывает ей о собственных убеждениях и объясняет собственные действия. Одними и теми же словами они говорят о разных вещах, думая, что приходят ко взаимопониманию. Нет смысла обозначать предмет их разговора, это надо только прочитать самостоятельно, желательно - в контексте всей книги, а не отдельным куском.
Любую мысль можно извратить до неузнаваемости. Чем вымощена дорога в ад, тоже напоминать не стоит. Похожий посыл, к слову, помимо прочего, имеется в «Железном небе», сиквел которого сейчас готовится к выходу и продолжает стебать нацистскую тему до колик в животе.
Давно известно: что смешно - то не страшно. Смех - оружие сильнее, чем ненависть, только не всем хватает сил его применить. И не всегда достаёт мужества вовремя отложить.
Читавшие Оруэлла должны помнить, как трактат о двоемыслии выворачивал сознание наизнанку и в одночасье ломал картину мира - не только книжного. Похожий катарсис настигает и здесь, когда обнаруживаешь себя вдруг пойманным в ловушку смертельной демагогии. Только ты, в отличие от героини осознаёшь, что загнан в угол. И что в тот же капкан однажды угодили миллионы людей. Но мы-то уже знаем, чем это может закончиться. Мы научены горьким опытом прошлого, мы сможем вовремя распознать ложь и остановиться, не дав себя одурачить.
Правда?

@темы: Книги

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Предчувствие грозы

главная