• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
08:32 

Чак Паланик, «Бойцовский клуб»

Гайдзин в своём отечестве
Есть авторы, которых можно или сильно любить или сильно ненавидеть. Даже при попытке относиться нейтрально равнодушие сохранить бывает крайне трудно. С Палаником закон работает по-другому: у него каждое произведение воспринимается иной раз диаметрально противоположно любому другому.
Растащенный на цитаты, по-настоящем культовый, ставший гимном уже нескольких поколений нон-конформистов, «Бойцовский клуб» - не плод подросткового бунта, но одновременно отчаянный крик уже немолодых людей, желающих избавиться от условностей оков современного общества потребления и неспособных в самом деле изменить что-то.
Стартовая точка истории и ярчайший её символ - уничтоженный кондоминиум главного героя. Всё остальное - это лишь яркие, колоритные мазки на экспрессивное, никому ничем не обязанное полотно. В сущности «Бойцовский клуб» - в некотором роде антиутопия, намекающая, что страшное будущее уже наступило, и кто-то должен разорвать оковы лживого, несущественного и навязанного. Противящийся переменам разум героя даже не сознаёт, что какая-то его часть борется.
Отчасти роман - манифест против сомнений. Он предлагает взглянуть на полноценный духовный путь личности, только не отягощённый религией. Самоистязание без самоотречения, где цель - отсутствие цели кроме своеобразного просветления.
В книге хватает мерзостей и вещей, у нормального человека вызывающих рвотный позыв, что является проверкой... нет, не на здравомыслие, а на ханжество. У Паланика есть вещи куда гаже и грязнее, а «Бойцовский клуб» не вызывает неприкрытого отвращения - разве что по идеологическим соображениям. Язык «Бойцовского клуба» гибкий, живейший, заразительный, темп книги - постоянный, без передышки. Семантика его породила множество подражаний, концепция - множество последователей. И всё же именно эта книга - такая, какая есть - никому ничего не должна и существует в гармонии с самой собой - и в полной дисгармонии с нашим уютным, правильным окружающим миром.

@темы: Книги

23:22 

Тоталитаризм, жара, июль

Гайдзин в своём отечестве
DEUTSCHLAND 2020
«Если диктатура - факт, то революция - долг».


@темы: ФРИ

19:06 

Now is good («Сейчас самое время», 2012)

Гайдзин в своём отечестве
Фильмы о неизлечимо больных, обречённые на анхеппи-энд, тем не менее должны содержать в себе мощный оптимистичный посыл и не позволять зрителю утратить самое важное - надежду. Без надежды всё становится слишком мрачным и оставляет гнетущее впечатление, от которого трудно отделаться.
«Сейчас самое время» свою норму по надежде выдерживает прекрасно, демонстрируя, что последние дни жизни смертельно больной девушки могу быть самыми прекрасными, показывая, что жизнь и без неё будет продолжаться, а сама она навсегда останется в памяти друзей и родных.
Когда ты подросток, умирать обиднее всего, и юная Тесса зациклена на своей болезни, более того - зациклен вместе с ней весь фильм. Пяти минут не проходит, чтобы нам не напомнили о том, что минуты девочки сочтены, делается это не агрессивно, но весьма навязчиво.
Хрестомайтиный пример фильма об обречённых больных - «Достучаться до небес» - не замыкался лишь на теме смерти. К этому отчасти располагала трагикомическая направленность, но при таком подходе напоминания о том, что неизбежное всё-таки наступит, были острее и болезненней. «Сейчас самое время» медленно и осторожно готовит нас к финалу - быть может, именно так и надо поступать, когда речь идёт о молодой девушке, другой вопрос - стоит ли настолько трястись над зрителем, чтоб не слишком больно ранить его, но при этом ни на секунду не дать забыть о том, что тут дела серьёзные, и вдобавок выжать скупую сентиментальную слезу.

@темы: Кино

01:51 

С. Ярославцев - «Дьявол среди людей. Подробности жизни Никиты Воронцова»

Гайдзин в своём отечестве
В книге нашлось место двум историям - о человеке, которого нельзя обижать, и о человеке, который прожил свою жизнь бессчётное количество раз. В чём-то их мотивы перекликаются, да и судьба произведений, рассказанная в комментариях к пройденному Борисом Стругацким, достаточно схожа.
«Дьявол среди людей» в несколько раз длиннее и намного конкретнее: история, пусть и рассказанная со слов очевидцев, во всех подробностях позволяет проследить жизненный путь возвращенца из ада, вот только ад - иногда вовсе не то, что мы привыкли представлять.
Таймлайн повествования разворачивается с сороковых по девяностые, и Кима Волошина, главного героя, изрядно помотает по стране. Мы узнаем о его детстве, пришедшемся как раз на военное время, об отрочестве в детском доме - безрадостном и удручающем, а затем - о том, что придётся ему пережить, будучи уже зрелым мужчиной. Настрадаться он успеет, горя в его жизни будет очень много; но ещё хуже придётся тем, кто попытается нарочно причинить ему зло.
Эта книга страшная. Она не столько жуткая, сколько очень жестокая - кровь стынет в жилах не от страха, а от тяжести. Описание детства Кима, трудности его пути и трагедии, которых ему в жизни хватит, оставляют впечатление гнетущее, мрачное, болезненное. На такое хочется закрыть глаза - и нельзя. От этого хочется отгородиться, но это известным образом остаётся отпечатком на памяти.
Книга не пытается казаться невиннее, чем она есть. Если нужна смерть ребёнка - смерть ребёнка будет, и мы в своём сердце найдём силы оправдать убийцу. И не бояться мы будем страшного, изуродованного, измученного создания, не желать ему поскорее вернуться туда, откуда вышел, а жалеть его и сочувствовать.
Хотя, быть может, всё дело во внутренней морали?

@темы: Книги

14:30 

Embrassez qui vous voudrez («Целуйте, кого хотите», 2002)

Гайдзин в своём отечестве
Во Франции принято целоваться. В знак приветствия и прощания, из проявления приятельских и семейных чувств, а то и просто - потому, что хочется. Данный фильм - не квинтэссенция поцелуйного разгула, но тема раскрыта добротно.
Вкратце это история одного отпуска, который для всех персонажей отмечается чем-то знаменательным. Несколько семей, связанных тесными дружескими и не только отношениями давно уже должны бы выяснить между собой всё, однако кто-то кому-то лжёт, кто-то с кто-то с кем-то за чьей-то спиной спит, и добрую половину это устраивает, однако что-то должно произойти, потому что так продолжаться не может. И веет от всех хитросплетений взаимоотношений такой страшной бездуховщиной, и задаёшься ты вопросом - здесь есть вообще приличные люди без маленьких гаденьких тайн, комплексов и тараканов в головах? Учитывая, что финал открыт, неясно - а научился ли кто-то чему-то.
При этом компановка всех линий персонажей столь удачная, что не приходится мучиться, запоминая немалое количество действующих лиц, удивительно легко держать повествование в голове и следить за развитием событий. Твоего внутреннего сноба рано или поздно утомит выискивание морали - так здесь все не мучаются угрызениями совести, что и сам в конце концов разводишь руками и только снисходительно говоришь: "французы!"
У французов странный юмор. У них странные представления о семейных ценностях и этике межличностных отношений. Но есть у них такое чувство изящества и такта, что даже небольшой перебор можно простить. Что с них возьмёшь? Другая культура. иногда и на приличия можно слегка прикрыть глаза, особенно если кино так хорошо сбито и не заставляет скучать.
Особенное удовольствие доставляет следить за актёрской игрой - тонкой, живой, слегка гипертрофированной в угоду некой карикатурности и условности характеров. В этом плане отличается великолепная, всегда идеально попадающая в точку Шарлотта Ремплинг и ещё очень молодой любимчик девушек Гаспар Улье. Пожалуй, они двое наиболее запоминаются именно своей естественностью и органичностью в образах, хотя упрекнуть в неудачном подборе актёров или недотянутых ролях фильм не приходится.

@темы: Кино

14:33 

Now you see me («Иллюзия обмана», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Авантюристы не могут не зачаровывать, особенно когда свои дела они проворачивают изящно, зрелищно, с искрой. И, чего греха таить, когда с лёгкостью обводят вокруг пальца представителей закона, выходя победителями из напряжённого противостояния.
К тому же, зрителя пленяют представители необычных, окружённых ореолом своеобразной романтики ремёсел: циркачи, бродячие актёры... фокусники. Последним в кино последних лет были посвящены «Иллюзионист» и «Престиж», благосклонно принятые публикой и по праву считающиеся одними из лучших драм нулевых.
«Иллюзия обмана» удачно сочетает авантюрный детектив, чем-то напоминающий «Поймай меня, если сможешь», и преувеличенно дорогое, запредельно зрелищное завораживающее шоу с трюками и чем-то, что вполне можно принять за магию. Яркий, живой, динамичный фильм по-настоящему не заставляет скучать: разговоры не затянуты, сопутствующие противостоянию иллюзионистов с полицией погони и экшн-сцены не утомляют, а собственно представления квартета "Четыре всадника" приковывают взгляд намертво. Немало способствует тому ещё и ненавязчивая, но качественная операторская работа.
Из основной четвёрки действующих лиц особенно выделяется Мерритт МакКинни в исполнении Вуди Харрельсона: это определённо колоритнейший персонаж фильма - говорливый, находчивый, ироничный, нагловатый. Чуть ли не каждый монолог с ним - праздник. Украшение же фильма - Мелани Лоран, ещё более махровая француженка, чем обычно, её героиня Альма Дрей - один из самых живых и приятных образов.
Ленту завершает не слишком обескураживающая, но вполне неожиданная развязка, становящаяся достойным финалом увлекательной истории. Это прочное, ладно скроенное и ловко слепленное кино, пожалуй, лучшее на начало лета 2013.

@темы: Кино

15:31 

Аркадий и Борис Стругацкие - «Отель "У погибшего альпиниста"»

Гайдзин в своём отечестве
«Убийство в закрытой комнате» - почти беспроигрышный сюжет, когда за дело берутся авторы, способные подчинить цепь событий пространственно-временному континууму так, что в повествовании не остаётся белых пятен и не образуется дыр. в этом отношении волноваться не приходится: свои сюжеты АБС всегда выстраивали таким образом, что книга в любом случае получается последовательной и законченной, даже если финал относительно открытый.
«Отель "У погибшего альпиниста"» - история полностью завершённая. Начинаясь как классический детектив с почти хрестоматийной для жанра завязкой, завершается она настолько необычным поворотом, что, не будь Стругацкие известнейшими фантастами, неподготовленный читатель рискует растеряться так, что долго не сумеет смириться с развязкой. Объяснение происшедшего в отеле вмешательством инопланетных гостей - приём, напоминающий концепцию deus ex machina, однако отличающийся от него тем, что спасение не приходит, предоставляется лишь раскрытие тайны. Для детектива такой ход более чем опасен, поскольку оправдание многих событий вмешательством сверхъестественных сил может быть воспринято как оружие последнего шанса. Это было бы справедливо, если бы речь не шла об АБС, изначально ставивших своей целью смешение детективного жанра с собственным сеттингом.
Сложную судьбу книги и признание авторов о том, что эксперимент можно в какой-то степени считать неудавшимся, искупляет её законченность и убедительное объяснение всего случившегося в отеле. До мелочей выверены все детали происшествия, путь каждого героя можно проследить от начала до конца, всё в итоге оказывается на своём месте.
В сравнении с другими, более глобальными произведениями Стругацких, «Отель "У погибшего альпиниста"» - не самое глубокое и впечатляющее произведение, но и в нём находится традиционная для авторов мораль, без которой весь смысл был бы неполным. Книга в какой-то момент недвусмысленно ставит проблему выбора и проблему долга, задаваясь вопросом, превыше долг служебный или всё же моральный.

@темы: Книги

15:59 

Roadside picnic

Гайдзин в своём отечестве
Это самый лучший Рэдрик, которого я когда-либо видела в своей жизни. Именно такой, каким должен быть - рыжий, рябой, потрёпанный, с пересохшими губами и этой морщиной...
Вприкуску у автора имеется ещё и чудесная Мартышка.
Хочу Кирилла и Арчи от этого автора. Хочунемогу.

red by ~kopfstoff on deviantART

@темы: Книги

Предчувствие грозы

главная