• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
01:21 

«Географ глобус пропил» (2013)

Гайдзин в своём отечестве
«Географу» суждено было стать главным событием в отечественном кино последнего года: чествовать и нахваливать его начали задолго до того, как зритель сумел с ним ознакомиться. Необычайно тёплый приём на «Кинотавре» намекал, что «Географ» - полотно грандиозное и чудное, с какой стороны не подступись. Это было ожидаемо: оригинальный роман Алексея Иванова сам по себе слишком уж хорош, чтобы авторы киноадаптации имели моральное право экранизировать его хоть сколько-нибудь неудачно.
Вышло довольно удачно, и «Географа» действительно есть за что хвалить.
Странная вещь происходит с этими скачками во времени. Из девяностых действие романа перенесено в наше время, и ученики последнего класса простой пермской школы уже радостно снимают своего непутёвого препода на мобильники и отснятое бодро выкладывают на YouTube, хотя ведут себя всё ещё как легендарная шпана «поколения 90-х», а сам Служкин и его окружение будто выпали из восьмидесятых. К слову, всегда странно себя чувствую, когда с таким умным лицом говорю о времени, в котором не жила и даже не была в проекте. Я даже не ребёнок девяностых, если разобраться.
Но вне зависимости от того, какой за окном год, Виктор Служкин остаётся прежним: последним романтиком, который, как и говорит нам аннотация, просто пытается жить. На протяжении всей истории не можешь решить, представляет ли он собой что-то особенное, несёт ли в важную идею, находится ли духовно выше, чем его окружение, или же нам подсовывают бессовестную поэтизацию пропитого, безнадёжного человека?
А фокус в том, что носитель вселенской любви и шут гороховый - иногда одно и то же лицо. И пусть корит его жена - неудачник, тряпка. Да так оно и есть, не надо напрасно делать из Служкина блаженного.
Фильму немного не хватает на самого себя хронометража, даром что идёт он два с небольшим. Пострадали от недостатка экранного времени в основном школьники, из которых мы рискуем одного только Градусова и запомнить, ну и, разумеется, Машу, которая навсегда останется в нашей памяти как самая бездарно сыгранная школьница с искусственными интонациями, что для кино такого уровня - вовсе позорно.
Есть в «Географе» что-то звеняще-прекрасное. Неизбывная горечь, спрятанная за шутовством; надежда среди каждодневной безнадёги. И, пусть фильм не заканчивается океаном одиночества, от звука варгана, холодной бурной воды, качель в заснеженном дворе нет-нет да защемит сердце. Это щемящее чувство - то самое, что должно было перекочевать на экран из книги. И оно перекочевало.

@темы: Кино

14:07 

Filth («Грязь», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Контркультуру, к которой причисляется большинство романов Ирвина Уэлша, отчего-то иногда именуют чернухой. На самом деле это далеко не так, что не мешает «Грязи» хорошенько поддавать зрителю под зад с первых своих минут.
«Грязь» - жёсткий, циничный, едкий, бесконечно изголяющийся над собой и над зрителем фильм. Высокий возрастной ценз вполне оправдан: секс, насилие и вещества хлещут через край, но сколько-нибудь серьёзно воспринимать их могут разве что те, кто начисто лишён чёрного чувства юмора и слишком высокоморален. Морализаторы, впрочем, найдут в картине множество для рассуждения, но кого мнение этих людей вообще интересует?
В старом добром Эдинбурге живёт Брюс Робертсон - настоящий подонок, успешно скрывающийся под маской добропорядочного полицейского, который творит такой беспредел, что невольно теряешься - восхититься тому, как прекрасен он в своей низости и от души похохотать над гротеском и искромётностью его похождений или ужаснуться тому, какой отвратительный монстр кроется внутри обычного на первый взгляд человека. Такого как он ни одна мать не захочет увидеть рядом со своей дочерью... впрочем, она на первый взгляд не определит, что за тип этот Робертсон. И никто не определит. Хорошо, если он сам это представляет хоть немного.
Кто такой Брюс Робертсон - герой нашего времени или выродок, недостойный сочувствия? Несомненно, Робертсон, помимо того, что стал вершиной карьеры няши-милаши МакЭвоя на данный момент, - урод и, как нам наглядно показали, свинья. Брюс Робертсон - просто дерьмо, однако вместе с тем - человек. В своём пороке он как рыба в воде, и всё же рано или поздно он захлебнётся, ибо ему совсем не чужды слабости, комплексы, чувства стыда и вины. Он чудовище, но чудовище с живым сердцем внутри, неважно, насколько оно почернело. Не симпатизировать ему нельзя. Сочувствовать же гораздо сложнее.
Избежать сравнения «Грязи» с легендарным «На игле» никак не получается: разудалости и самобытности здесь столько же. Но из истории Брюса Робертсона «Грязь» делает почти эпическое полотно, для которого Марк Рентон - герой не слишком подходящий. Чрезвычайная романтизация образа однако свойственна всё-таки им обоим, хотя за счёт эмоционального напряжения картины Робертсон оставляет впечатление весьма драматическое. Ведь в какой-то степени здорово, когда зритель не знает, плакать ему или смеяться.

@темы: Кино

08:14 

Rush («Гонка», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Поняла, что надо написать об этом фильме, когда с просмотра прошло уже полтора месяца, а сильное и хорошее впечатление так и не ослабло.

Наверное, самое главное, что есть в «Гонке» (помимо того, что это пожалуй лучшая спортивная драма, снятая за много лет) - неоднозначность в расстановке сил соперников и неочевидность распределения ролей протагониста и антагониста. Настоящие Джеймс Хант и Ники Лауда не были непримиримыми врагами, в фильме о них соперничество, слегка заострённое, тоже не приобретает значение смертельного противостояния, однако голливудские законы заранее готовят нас к тому, что за кого-то одного болеть всё же придётся, а красноречивые постеры тонко намекают, за кого именно.
Но фокус в том, что всеми любимый Крис Хемсворт, являющийся, пожалуй, главной причиной посмотреть фильм для тех, кому наплевать на сами гонки, вовсе не является положительным и даже главным героем. У него не так много экранного времени, раскрывать в нём как в персонаже - практически нечего. Охарактеризовать его можно как удачливого обаятельного засранца, и стоит смириться с тем, что Хемсворт - кремовая розочка: не самое главное, но приятное украшение на торте.
Испанский немец Даниэль Брюль переиграл всех и вся, и я говорю это не потому, что он чертовски миловиден и мне хотелось неустанно тискать его за щёчки и комфортить. На его примере действительно видно, где над ролью работают, а где эксплуатируют популярность и узнаваемость лица. Подлинный герой этой истории - именно Ники Лауда, в попытке создать цельный и прочный образ антагониста авторы неожиданно превознесли собственного антигероя, чей путь и формирование как раз являются в большей степени классическими для сюжетов о спорте. Хотя он и менее обаятелен, чем Хант, и действительно похож иной раз на хомяка крыску. Хотя мы знаем, кто же всё-таки выйдет победителем в серии заездов, (это даже не спойлер, помилуйте) наши симпатии рискуют остаться совсем не на стороне красавца и повесы Ханта.
Смотреть фильм, чтобы распределить свои симпатии и антипатии, наверное, не стоит, но его однозначно было бы опрометчиво пропустить: напряжение и драматизм в «Гонке» достаточные, чтобы удержать зрителя, который совершенно равнодушен к Формуле-1, до самого конца. Зрелищные сцены заездов, абсолютное ощущение представленной эпохи, отличная игра актёров, одна из лучших режиссёрских работ Рона Ховарда последнего времени, весьма недурственный сюжет - в данном случае сочетание настолько удачное, что фильм заметно выделяется среди проходных голливудских лент, вышедших с ним примерно в одно время.
Как по мне - вообще один из лучших фильмов года.

@темы: Кино

23:43 

Годвиллегерой отжигает.

Гайдзин в своём отечестве
23:27 Строил утопические планы на будущее. Всех утоплю.

00:34 

The Philosophers («Философы», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Когда в кино речь заходит о психологическом эксперименте, все сразу вспоминают уже почти ставший классикой «Эксперимент» Оливера Хиршбегеля с Морицем Бляйбтроем и Кристианом Беркелем. Так или иначе этот фильм определённым образом популяризировал жанр и оказал значительное влияние на своих последователей.
Однако «Философы» - стопроцентный идейный последователь «Волны» Денниса Ганзеля, в русском переводе получивший приписку «Эксперимент 2», и не только из-за того, что герои одного и второго фильмов - подростки.
«Философы» - увлекательное, полностью развлекательное кино, ставящее простой и прямолинейный морально-этический вопрос: кто достоин жить больше других, кто может пригодиться в мире после апокалипсиса, а кто на проверку является не слишком-то полезной особью. Подано всё это в виде мысленного эксперимента - ярко, остроумно, не слишком умно, но занимательно. Эталонный пример кино не как искусства, но как зрелища.
Иногда общепринятая мораль работает очень плохо. Нарочитое морализаторство не идёт этому фильму на пользу, и всезнайка Петра, выступающая здесь гласом совести, несёт откровенную околесицу, выдаваемую за человеколюбивые искренние порывы. В кино иногда неуместен такой инфантилизм и розовые очки, которые так навязчиво предлагают зрителю. Апокалипсис - это тебе не хухры-мухры, жизнь бывает жестока, и не всегда самый гуманный вариант оказывается самым разумным.
Ну а ещё любовная линия здесь - дерьмо. Вот просто - дерьмо. Самое разумное, что можно было сделать - обойтись без неё вообще, получилась бы гармоничная и лаконичная ситуация, однако авторы под конец скатываются в позорную голливудщину, совершенно неуместную и лишнюю, придающую сюжету громоздкость и неоднозначность, работающую только во зло уже сформировавшимся образам.

@темы: Кино

04:56 

«Сталинград», 2013

Гайдзин в своём отечестве
Со второй половины нулевых количество фильмов о Великой отечественной резко возросло. Мы, кажется, находимся на какой-то критической точке, актуальность темы стала просто поразительна. Несколько лет подряд на «Оскар» от России выдвигаются фильмы о ВОВ, наблюдается жанровое разнообразие: от убийственно серьёзных до откровенно развлекательных фильмов с фантастическими мотивами. Кажется, большое кино не докатилось только до комедийного жанра, прецеденты которого есть, но не стоят упоминания.
«Сталинград» не нуждался ни в каком пиаре, хотя рекламная компания была организована поистине масштабная. Интерес публики к фильму проявлялся и без неё, но то, что к съёмкам подошли с серьёзным лицом и обстоятельными намерениями, обозначалось с самых первых стадий производства, даже с тех пор, как проект был только-только объявлен. Колоссальный бюджет и привлечение зарубежных актёров тоже говорили сами за себя.
Дальше длинно и тяжело, поэтому под катом.

@темы: Кино

08:09 

ФБ-2013. Итоги, демагогия и лучи любви.

Гайдзин в своём отечестве


Фандомная битва завершена не только фактически, но и официально. Можно и нужно идти, смотреть деанон и качать на ручках любимых авторов.
Команда Ice-Pick Lodge по общему итогу заняла восьмидесятое место из почти двухсот, что для нового и непривычного фандома вполне себе замечательно, хотя я традиционно считаю, что мы были достойны большего)) Поскольку выступление было более чем достойное: можно смело рекомендовать любому человеку, знакомому с играми и приемлющему фан-творчество. Не посрамили оригинал, так сказать!
Хочу сказать спасибо всем, с кем была в команде, кто радовал своими без шуток потрясающими работами, кто упарывался по канону в очередной раз как в первый, кто терпел мою сварливую персону и донёс знамя до конца. Это были незабываемые и прекрасные полгода, несмотря ни на что от игры с вами в одной команде останутся только хорошие воспоминания!


Эра милосердия

Фракция: утописты
Цвета-Покровители: Серебро и Пурпур
Враждебные Цвета: Золото и Сирень

«Величием духа отличаются не те люди, у которых меньше страстей и больше добродетелей, чем у людей обыкновенных, а лишь те, у кого поистине великие замыслы».


esce сказала: «Мало кто так же сильно горяч, как Эра, и так мастерски умеет это скрыть за железной силой воли, опираясь на внутренний стержень принципов и обладая верой, твёрдой, как алмаз».
bocca_chiusa сказала: «Со стороны она производит впечатление строгого адепта порядка. На самом же деле остро чувствует несправедливость и искренне сопереживает персонажам».
Aivika Olivin сказала: «Иногда кажется, что Эра – голос разума в команде. Она может быть иногда импульсивна, но в идеях её зачастую есть рациональное зерно и что самое главное – изюминка».
Мириамель сказала: «Эра вдумчиво и основательно раскрыла темы, за которые мало кто брался. Если бы не она, у нас было бы куда меньше Сабуровых и почти не было бы "Эврики!"».
Shaidis сказала: «Она не разменивала себя на малое, но закрывала самые сложные и объемные левелы. Я уважаю ее за то, что она писала о неохваченном, малоизученном - это сложно и требует большой ответственности и силы. Эра - человек огромной воли с бесконечным желанием творить».
Фрике сказала: «Её творчество более всего напоминает классику ХIХ в.: всё то же погружение в тёмную душу, в отчаяние, описанное хорошим языком».

Визитка: текст, Вики (Эврика, Флокс, Боркин, Манипу, Дьявол, Братский, Гнобы)
2lvl, миди: Никаких вестей от бога
ББ-квест, макси: Белые одежды


Баннеры запомнившихся и полюбившихся команд

@темы: ФБ

07:26 

Гайдзин в своём отечестве
И встать я не встаю, и спать не спится...
И так проходит ночь, и утро настает.
Аривара Нарихира

Больше всего в мифологии «Тук-тук-тука» меня занимает личность нашего ГГ, как оказывается, весьма смутно определённая, если не сказать - неопределённая вообще. Итак.

- ГГ - шизофреник.
Версия, которая объяснила бы почти всё. В пользу этого варианта немногое: смирительные рубашки некоторых гостей и, пожалуй, записи на отдельных листочках, в которых о ГГ говорится в третьем лице. Изрядно напоминает историю болезни.

- ГГ - покойник.
Связывать ирреальность происходящего с загробным миром модно ещё с «Тургора». Первый звоночек - фраза ГГ, часто выпадающая чуть ли не на первом уровне:

Мотив смерти в игре вообще всплывает часто, особенно учитывая, что спойлер. К тому же, ГГ совершенно спокойно рассуждает о пожухлых листьях, костях, глине - вещах, которые напрямую связаны с увяданием и гибелью, для него они - не то чтобы повседневность, но привычная часть бытия. Здесь всё может объясняться тем, что дом - подобие чистилища, а разгадать предстоит то, что было с ГГ в жизни.

Но это очевидные толкования, слишком очевидные, чтобы быть приоритетными. К тому же, они в принципе могут легко сочетаться с дальнейшими. Вот дальше всё интереснее: подключаем пронумерованные, связанные между собой страницы дневника и историю предков. ГГ в игре больше рассказывает про своего деда, больше в ключе завершённых и незавершённых дел, но важно то, что дневник дарит именно он.

- ГГ - автор дневника.
Соответственно, он ушёл в затворничество после трагической истории с сыном. Версия работает, собственно, если мы считаем, что ГГ - точно автор дневниковых записей, но здесь причина вытекает из следствия, конкретно меня это не устраивает. К тому же, он периодически словно бы вспоминает о невидимке - где она спала, что делала, следовательно - сталкивался с ней сам. Вопрос только в степени доверия к тому, что непосредственно говорит ГГ.

- ГГ - сын автора дневника.
Собственно, он и есть пропавший сын человека, который впоследствии встретил невидимку. На эту мысль наводит опять-таки фраза ГГ:

То есть, отец вполне мог заменить потерянного (умершего? отобранного?) ребёнка кем-то другим, возможно - выдуманным, той самой невидимкой, заменителем настоящего ребёнка. Почти идеально вписывается в контекст дневника.
В этой версии есть определённые нестыковки, но я придерживаюсь именно её.

Однако после этой фразы ГГ говорит следующее:

- ГГ - невидимка.
Невидимка-девочка тоже на вид не очень-то живая, и эта версия слегка перекликается с версией о покойнике. Можно было бы предположить, что невидимки - это призраки, если бы об их природе было сказано чуть больше.

- ГГ - сын потерянного ребёнка автора дневника.
Если сильно акцентировать внимание на том, что дед что-то не успел и чего-то не понял, может статься, что история о потерянном ребёнке была подарена дедом герою вместе с дневником. Жаль, чисто с рациональной точки зрения версия практически необъяснима.

- ГГ - это одновременно дед, отец и сын.
В данном случае стоит рассматривать его как одну и ту же личность в трёх разных стадиях, периодах существования. Скорее всего, нас в доме трое: аватар, «добрый» двойник и «злой» двойник. Вряд ли целесообразно счесть кого-то из них конкретно с большой долей уверенности соответственно дедом, отцом или сыном, но определённое триединство всё же наблюдается.

Однако всё, что связано с предками, стопорится на двух больших вопросах:
Первое - если фигур/стадий так или иначе три, почему в начале ГГ говорит, что на станции работали отец, дед и так далее? Насколько это важно? Может быть, это просто дыра в сюжете? Как это согласуется с историей о потерянном ребёнке? Без нареканий вяжется, только если ГГ - автор дневника, в остальных случаях связь времён прерывается, да и в этом - объяснимо с натяжкой.
И второе - один ли автор был у дневника? Я рассматривала только тот вариант, когда автор один. Пробел в шестой странице (которой по моему убеждению нет вовсе) может быть не случайной потерей, а пробелом во времени, т.е. две части дневника могут вовсе относиться к разным людям и разным ситуациям. Первый автор - дед, второй - отец? Что же тогда произошло и как осуществлялось наследование станции? Повод для размышлений, конечно, интересный, вот только он не приближает к ответу на вопрос, кто же всё-таки наш ГГ.

@темы: Тук-тук-тук, Игры, Ice-Pick Lodge

04:23 

Кто не спрятался - я не виноват...

Гайдзин в своём отечестве
Возможно, свою роль играет излишняя впечатлительность - давно доказано фильмами и книгами, повлиявшими намного сильнее, чем следовало бы. Быть может, не стоит так легко и беззаботно впускать какие-то вещи в себя.
Но мне упорно видится в «Тук-тук-туке» что-то злое. Это даже не страх: страх - чувство естественное, хотя в случае с этой игрой ты рано или поздно его преодолеваешь. Страх по сути лежит на поверхности.
Нечто похожее было и с «Мором»: нас предупреждали, что болезнь может пройти сквозь экран, и игра действительно оказывала колоссальное влияние. В ней тоже было зло: болезнь была злом. Были злые персонажи. Мы сами могли совершать ужасные поступки. Но при всей жестокости, безысходности и отсутствии сколько-нибудь положительного финала сам «Мор» не нёс в себе ничего злого. Он заставлял в какой-то момент счесть болезнь карающей силой, не оставлял однозначности в трактовке персонажей, давал моральный и этический выбор. «Тук-тук-тук», будучи очень абстрактным, тоже не делит явления на положительные и отрицательные, более того - во всех неприятностях игрок в большинстве случаев виноват сам. Но за ним всё же стоит что-то хтоническое и недоброе.
То ли я нащупала что-то действительно нехорошее, то ли игры Ледорубов не для меня.

@темы: Тук-тук-тук, Мор. Утопия, Игры, Ice-Pick Lodge

22:42 

The Family («Малавита», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Хоть на время привстать из-за Тук-тука что ли...

Люку Бессону было жизненно необходимо напомнить свету, что он в общем-то хороший режиссёр. На протяжении всех нулевых в его послужном списке наиболее заметным был только «Ангел-А», после которого были выпущены маловразумительные мультфильмы про минипутов и весьма слабенькие «Приключения Адель». Часто связываемые с его именем неплохие «Такси» и «Васаби» были его продюсерскими проектами. Триумфальное возвращение Бессона должно было выстрелить.
Хорошо распиаренная и грамотно поданная «Малавита» - это дань уважения фильмам о мафии и попытка поставить в жанре точку. Подобно тому, как герои пытаются отринуть своё прошлое и скрыться от него, Бессон намекает, что всё, что можно было сказать о мафиози, уже сказано. Однако точка эта очень странная.
«Малавита» неоправданно затянута, без малого двух часов для этой истории даже слишком много, чтобы рассказать всё, что запланировано. При том, что фильм юморной и эксплуатирующий в качестве комедийного элемента гипертрофированную жестокость, эта жестокость под конец становится вполне реальной и чрезмерной, заставляя усомниться в истинности заложенной морали. Хотя кто станет беспокоиться о невинных жертвах, когда основной посыл здесь пуленепробиваемый и беспроигрышный: «главное в жизни - это семья».
Симпатизировать ли харизматичным, ярким героям, при том, что решивший отойти от дел мафиози на деле - предатель? Расценивать прямое упоминание «Славных парней» от исполнительного продюсера «Малавиты» Скорсезе со всё тем же Робертом де Ниро как несложную пасхалку или неприкрытый поклон? Делать ли какие-то выводы, или просто наслаждаться неплохой картинкой и интересным сюжетом?
«Малавита», к сожалению, не удалась настолько, насколько хотелось бы её авторам.

@темы: Кино

05:11 

Night Train to Lisbon («Ночной поезд на Лиссабон», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
«Ночной поезд на Лиссабон» - один из самых известных романов швейцарского писателя Паскаля Мерсье и по совместительству единственное его произведение, переведённое на русский язык. Многогранный, тонкий, чувственный, он получил своё киновоплощение, представленное впервые на Берлинале 2013 и был принят критиками весьма благосклонно.
История профессора Раймунда Грегориуса, захваченного жизнью и судьбой португальского врача, философа и революционера Амадеу ду Праду, была перенесена на экран довольно аккуратно, хотя и не без потерь.
То, о чём нельзя молчать и о чём так и тянет заговорить сразу - кастинг. Кастинг этого фильма поистине звёздный и блистательный. Интернациональный актёрский состав, где от каждого имени по отдельности-то кружится голова. Пленительная Мелани Лоран, леденящий душу Аугуст Диль, легендарный Кристофер Ли, неотразимая Мартина Гедек, завораживающая Шарлотта Ремплинг, потрясающий Бруно Ганц и, конечно, Джереми Айронс, к которому даже с ходу не подберёшь эпитета. Это всё не считая эпизодических ролей чуть менее известных актёров, которых вы всё равно где-то когда-то видели. Каждый из них на своём месте, книжные образы воплощены без допущений и вольностей, аккуратно, тактично. Промахов с кастингом всего два, но, к сожалению, они практически перечёркивают великолепную работу остального актёрского состава. Это неинтересная и страшненькая Лена Олин, эксплуатирующая свой же образ из «Чтеца» и едва ли не убивающая половину трогательного очарования Эстефании Эспинозы ложным благочестием. И, как ни печально, картонный Джек Хьюстон, похожий скорее на амёбу, чем на человека, способного намертво врезаться в чужую память и изменить мир. По сути история становится бессмысленна без достоверного Амадеу, на его фоне интереснее и обаятельнее выглядят Хорхе О'Келли и даже Жуан Эса, хотя так не должно быть. С другой стороны, Амадеу Праду - образ, который, наверное, было бы невозможно воплотить, не потеряв чего-то важного, но одно ясно точно: можно было лучше, и гораздо лучше.
С книжным материалом киноадаптация обошлась очень аккуратно и бережно, более того - были сглажены некоторые детали сюжета, способные вызвать недоумение, были заделаны дыры и привнесена капелька логики. Например, раскрылась личность женщины в красном пальто, а ещё появилась сильнейшая сцена с Эстефанией, Амадеу и Хорхе у машины - полностью отсутствовавшая в книге, но снятая так, что кровь стынет в жилах и ком подкатывает к горлу.
Повествование размеренное и последовательное, у фильма очень приятный визуальный ряд и хорошо переданная атмосфера оригинала. Ленте немного не хватило хронометража, всё же в полтора часа утрамбовать насыщенную и богатую историю довольно трудно, как самостоятельное произведение его смотреть можно, но для полного погружения и понимания знание оригинала всё же необходимо.

Немного личного

@темы: Кино

10:30 

Overnight («Ночной перелёт», 2012)

Гайдзин в своём отечестве
Романтические комедии, приуроченные к дню святого Валентина - жанр совершенно особенный, сформировавшийся уже в третьем тысячелетии. При этом эксплуатировать или нет саму тему дня влюблённых - личное дело каждого фильма.
«Ночной перелёт» (или «Накануне вечером») - как раз из таких лёгких, непринуждённых, остроумных фильмов.
В самолёте, летящем в Нью-Йорк, пересекаются пути нескольких случайных попутчиков. Только что расставшаяся с парнем и весьма этим огорчённая Дженни, профессор-плейбой Том, известный рэп-исполнитель с маленькой собачкой для его девушки, а также зарабатывающие множество подозрительных взглядов Амир и Мохаммед. У каждого из них достаёт проблем, жизнь, кажется, даёт трещину. Даже пилот самолёта находится на трудном участке жизненного пути. В течение ночи, проведённой в воздухе, им придётся не раз пересечься между собой, и между Томом и Дженни, конечно, проскочит искра.
«Ночной перелёт» не пытается казаться высокодуховным фильмом, у него и рейтинг достаточно высокий для романтической комедии, что, кстати, весьма вписывается в современные тенденции. При этом он пошлый (в общеупотребительном, а не литературном смысле), но не скатывающийся в похабщину, с эксплуатацией в юмористическом ключе секса и практически без туалетного юмора, хотя туалет самолёта в истории играет весьма значительную роль.
В упрёк фильму можно бросить некоторую легкомысленность и подчас нарочитое потакание случайностям, переходящим в разряд судьбоносных. Знакомства и возникающие чувства на фоне экстремальных условий, на пике эмоционального возбуждения кажутся нам важными и прочными, хотя спорно, что они должны иметь какое-то продолжение и что продолжение это будет благополучным. Но так или иначе нас ждёт хеппи-энд, потому что к чему ещё стремиться, когда моральный посыл в том, что нельзя жить прошлым, а предназначенные друг для друга люди действительно часто встречаются в самых неожиданных местах?

@темы: Кино

22:42 

The Wolverine («Росомаха: Бессмертный», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
После завершения основной трилогии под общим названием «X-Man», и разделения франшизы на историю молодых Ксавьера и Магнито и линию Логана неизбежно произошло и дробление стиля. Если в первой упор был сделан на сюжет и взаимоотношения героев, то вторая делает акцент скорее на зрелищность и динамику. Если в «Люди Икс: начало. Росомаха» это было ещё не так заметно, то «Бессмертный» являет собой достаточно шаблонное развлекательное кино.
Герой Хью Джекмана, занимающий во вселенной иксмэнов значительное место, как всегда подчёркнуто страдает от своей природы. В основном, правда, его внутренние терзания ограничиваются надоедливыми, навязшими на зубах беседами с призраком (или галлюцинацией?) Джин Грей, погибшей от его рук, между прочим - добровольно, в «Последней битве». Логану всё ещё снятся все мировые войны двадцатого века, через которые ему прошлось пройти, и кажущаяся вечной жизнь становится в тягость. Однако, когда ему делают интересное предложение по избавлению от его уникального дара, Росомахе предстоит задуматься.
Разборки якудза и восточный колорит давно уже не кажутся экзотикой, к тому же, на национальный колорит и особенности менталитета здесь не делается акцента, как, например, в «Васаби» с Жаном Рено. Его можно касаться, но с таким же успехом можно и обойти. Место действия - всего лишь место действия с поправкой лишь на детали. Принадлежность ко вселенной иксмэнов ощущается достаточно смутно: тема мутантов в обществе не затрагивается вовсе, люди со сверхспособностями присутствуют, но их наличие кажется чем-то само собой разумеющимся. Так, например, и не ясно до конца, является ли мутантом красноволосая японка Юки, или же её способность - следствие чего-то другого. Не даёт ответов даже история её прошлого, хотя до подразумеваемого и можно дойти своим умом, пусть и с большой натяжкой.
Для многих событием стало появление в голливудской ленте русской актрисы Светланы Ходченковой. Одного присутствия, чтоб стать сенсацией, недостаточно, и, пожалуй, образ «химика, нигилиста, капиталиста, мутанта, гадюки» на фоне остальных, совсем уж плоских характеров, выглядит довольно свежо. Харизматичная, шикарная... и тоже недотянутая. Не хватило экранного времени, не хватило мотивации, не хватило органичности. Ходченкова не стала для фильма глотком свежего воздуха, но стать более-менее запоминающейся фигурой на общем фоне ей всё-таки удалось.
Франшиза вселенной иксменов постепенно повторят судьбу «Обители зла» Пола Андерсена. История медленно но верно идёт на второй круг, эксплуатируются ранее появлявшиеся персонажи, а авторы всё меньше заботятся о том, чтобы каждая новая часть была по крайней мере не хуже предыдущей. Фокус в том, что преданный фанат не всегда способен плюнуть на качество исполнения, потому что однажды оставить любимых героев за бортом после всего пережитого - задача не из простых.

@темы: Кино

00:47 

Elysium («Элизиум: Рай не на Земле», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Фантастический жанр неизбежно скатывается в антиутопию, поскольку демонстрировать в художественном произведении беспросветно счастливое и беззаботное будущее - не совсем глупо, конечно, но наивно. «Элизиум» берёт старт откровенно недостойно, оповещая о событиях, происшедших за сотню с лишним лет на Земле, текстовыми титрами в начале. После того, как жизнь на нашей родной планете стала не слишком комфортна для людей высокого достатка, эти самые богатеи отстроили себе механический рай с простым и остроумным (очевидно, по мнению создателей) названием Элизиум. Примечательно, что комплекс этот очертаниями напоминает с некоторых ракурсов сатанинскую козу. А наша с вами Земля теперь состоит из трущоб, где толком нет ничего светлого, процветают преступность и безработица, царствует антисанитария. Причина локальной катастрофы вменяема - перенаселение и болезни, однако странно пытаться удивить и запугать зрителя картинами, являющимися обыденностью для большинства неразвитых стран.
Протагонист и основные действующие лица заштампованы до предела. Простой хороший парень Макс, однобоко и прямолинейно сыгранный Мэттом Деймоном, в прошлом совершил несколько ошибок, но сейчас он пытается жить как все и в конечном итоге - бороться за свою жизнь. Его подруга Фрей всего лишь мечтает дать шанс своей больной дочери, которую можно вылечить на Элизиуме. Когда в фильме появляются больные детки, кошечки и собачки - это вообще довольно плохой знак. Могли бы быть более интересны друг главного героя Хулио, наёмник Крюгер и делец Паук, но в общем сюжете они тонут, подчиняясь клише, от которых нет спасения. Единственный более-менее интересный персонаж - министр обороны Элизиума Делакруа, и не только потому, что её играет сама по себе интересная Джоди Фостер. Представленная как отрицательный перонаж, она по сути не является злодейкой, хотя жёсткий человек, способный плести интриги и добиваться своих целей любыми средствами, априори не может быть положительным. Особенно когда не рвётся помогать больным деткам.
НФ-составляющая фильма хромает на обе ноги: экзоскелет - хорошая, но совершенно неудачно реализованная идея. Логические дыры обнаруживаются тут и там, например, неясно, как корыто, довольно медленно летающее над городом, без малейшего намёка на герметичность может безопасно для пассажиров развить сверхзвуковую скорость и за каких-то пятнадцать минут доставить их на орбиту. Перестрелки и прочий экшн, впрочем, довольно бодренькие, но глаз периодически всё равно за что-то цепляется.
Мораль сюжета минимальна, конец фильма ловко превращает антиутопию в утопию и сказочку, где хороший парень Макс всё-таки сдержал данное в детстве обещание, а заодно принёс счастье для всех, даром. И никто, кроме злобных капиталистов, не ушёл обиженным.

@темы: Кино

00:00 

Гайдзин в своём отечестве
23:47 

Гайдзин в своём отечестве
Ты — Воин-Бард
Ты мирно творишь прекрасное, гоняя по пересечённой местности свою необратимо съехавшую бардовскую крышу. И в один далеко не прекрасный день на твой порог является война. Ты её не звал, но и она тебя не спрашивала. Ты берёшь арбалет (автомат, пулемёт, плазмотрон) и… военные песни – это прекрасно и даже необходимо, но вот ты сам… дар барда – Огонь – велит отдавать себя всего и сразу и жить нараспашку. Ярость воина предполагает наличие врождённой брони, иначе какой же ты живой танк? Тебе бы сидеть с твоими песнями за надёжными стенами крепости, но ты ж не усидишь – ты полезешь туда, где дерутся. Без брони полезешь, да. Потом тебя вынесут. Если повезёт – целиком, если не очень – по частям и после соберут. Но может ведь и совсем не повезти. Так что, береги себя, ладно? Миру нужны твои песни.
Пройти тест

@темы: Тесты, флешмобы, ад и погибель

00:17 

Stoker («Порочные игры», 2013)

Гайдзин в своём отечестве
Хочется сразу оговориться, что подробного разбора символов и отсылок фильма не будет: лента изобилует разнообразными аллегориями, неоднозначными визуальными образами и тонкими оттенками, но и без всего этого в ней довольно такого, о чём можно говорить, так что символическая наполненность «Стокера» будет упомянута только в качестве выразительного средства.
Полностью современный, но стилистически подчёркнуто винтажный фильм повествует о странностях ненормального, но внешне абсолютно обыкновенного благополучного семейства, у которого есть всего парочка скелетов в шкафу. Однако довольно быстро становится понятно, что каждый главный герой здесь по-своему психопат и очень, очень больной человек. «Иногда нужно сделать что-то плохое, чтобы не дать себе совершить нечто ещё более гадкое» - говорит единственный, пожалуй, более-менее нейтральный персонаж - отец главной героини Индии, трагически погибающий на первых минутах ленты. Слова его не становятся для остальных напутствием, напротив, они несут в себе гибельное пророчество: выплёскивается наружу невыносимая, бессмысленная и леденящая душу своим хладнокровием жестокость, порождаемая звериной натурой, тёмными глубинами души и скрытыми где-то глубоко пороками. Эта история - не превращение юной Индии в чудовище из кроткой замкнутой положительно девочки, это демонстрация того, как то, что уже было в ней от рождения, раскрывается и обретает воплощение.
Тема инцеста, о которой любят говорить рецензенты, в фильме едва ли затронута сколько-нибудь, чтобы её вообще упоминать. Подчёркнутый эротизм, например, сцены игры на фортепиано, не предполагает никакого взаимодействия между персонажами: Индия и её дядя Чарльз не сделали ни шага, чтобы понять друг друга и сблизиться, даже слова «я хочу быть твоим другом» направлены не на взаимоотношения, они лишь крючок, позволяющий зацепить ту сторону девушки, которую необходимо вытащить наружу. По сути между ними нет никакой химии, Чарльз в привычном понимании слова даже не человек.
Леденящая игра Меттью Гуда позволяет в полной мере звать его персонажа Зверем: той силой, что толкает людей на ужасные вещи. Чарльз - это обряд инициации Индии, её двойник и её путь к самой себе. Ужасной, но настоящей.
Кинематографические особенности и достоинства фильма - в невероятно избирательной расстановке акцентов: усиленная громкость особенно важных звуков, минимализм в построении кадра, выверенное до мелочей цветовое решение; волосы рыжеволосой героини Николь Кидман - едва ли не ключевой элемент в формировании визуального решения некоторых сцен. Чего у «Стокера» не отнять - так это стиля в каждом кадре, ни разу не изменяющего себе, гармоничного и по-своему изысканного, где внешняя сторона так удачно соответствует содержанию, что фильм волей-неволей оставляет серьёзное впечатление чем-то помимо в известном смысле шокирующего сюжета.

@темы: Кино

23:22 

Стиг Ларссон, "Девушка с татуировкой дракона"

Гайдзин в своём отечестве
За счёт чего некоторые книги становятся культовыми - неизвестно. Пожалуй, правильно будет считать, что влияет на это совокупность некоторых факторов. В данном случае звёзды сошлись так, как надо: активное обсуждение в СМИ, удачные экранизации - непривычно популярная европейская и ожидаемая, выстрелившая американская от культового Дэвида Финчера... И, чего греха таить, оригинальность и новизна, ставшие глотком свежего воздуха для изголодавшегося по качественным детективам масскульта.
Вращаясь вокруг темы журналистики, «Девушка с татуировкой дракона» заметно рассуждает на экономические темы, затрагивает недобитых ещё со времён Второй мировой антисемитов и религиозных фанатиков, превратно толкующих евангелические тексты.
Раскрывая всю подноготную членов семьи Вангер, владельцев собственного концерна и невероятного количества скелетов в шкафах, Ларссон не скупится на детали. Постыдные тайны одного из самых могущественных шведских кланов изобилуют разными нелицеприятными подробностями, что актуально для всех местных героев в общем-то. Акцент на теме сексуального насилия проходит через повествование красной нитью, это болезненная и острая проблема для Европы на рубеже веков, о которой автор говорит прямо, подчас так прямо, что сомневаешься, не смакует ли он её тайком, обсасывая в подробностях со всех сторон. К счастью, впечатление это целиком и полностью обманчивое, книга - манифест против насилия и женоненавистничества. Упрекнуть Ларссона можно пожалуй лишь в подчёркнутом массировании сексуальной темы не только с точки зрения насилия: от обилия и беспорядочности связей главных героев слегка подустаёшь.
Главные персонажи - лихие Мери и Марти Сью, что практически не скрывается, но иногда отдаёт дешевизной. Cимпатизировать им, впрочем, откровенный гротеск не мешает, что особенно верно в отношении Лисбет Саландер: собрав в себе все штампы, клише и просто вынуждающие любить её факторы, она действительно являет собой крепкого персонажа, который культовым становится неизбежно. Иногда слишком нарочито выпячивая её необычность и бравируя незаурядным интеллектом и способностями, автор из унылой совершенной супергероини являет идеально неидеальную дочь эпохи.
Язык книги ровный, повествование иногда неоправданно растягивается, подробности и отступления от основного сюжета случаются совершенно графоманские, но удержать внимание текст может, поэтому, за исключением разве что слишком длинной финальной части, всё находится на своём месте. Прелесть в том, что «Девушку» можно безболезненно прочесть соло, не притрагиваясь к следующим книгам серии. И как отдельное произведение, которому можно простить некоторые грехи, эта книга удалась.

@темы: Книги

02:29 

Дорис Лессинг, «Расщелина»

Гайдзин в своём отечестве
Нобелевскую премию просто так не вручат - кажется, этим руководствуется большинство рецензентов, оставляя отзывы и мнения о «Расщелине». Одни полностью согласны с тем, что книга безусловно достойна столь престижной премии, другие, собственно, на этой самой премии раз и навсегда ставят крест. Но вопрос не о том, можно ли вообще абстрагироваться от подобного факта.
«Расщелина» - роман в двух временах, в двух измерениях. Основная хроника первобытных племён изредка перемежается комментариями человека, выступающего рассказчиком - жителя древнего Рима. Его колокольня - отдельный повод для размышления и анализа. Увы, современникам рассказчика прочесть воспоминания о временах зарождения человека (почти буквально - о выходе из воды) удалось лишь в фантазии автора.
Примерно первая треть книги целиком и полностью вертится вокруг половых органов, да и вокруг чего повествованию ещё вертеться, если в условиях раздельного проживания полов у вида толком отсутствуют даже основные инстинкты, формирование которых и продемонстрировано. Подчас слишком нарочито, иногда подчёркнуто наивно - но иной раз не беспристрастно. Частенько отмечается, что уродование младенцев-мальчиков опущено, в отличие от группового изнасилования женщины, описанного весьма подробно. Таким образом, вероятно, известная своими феминистскими взглядами Дорис Лессинг демонстрирует пристрастный мужской взгляд на события.
Уже ближе к последней трети организация племенной жизни и интеллект людей достигают того уровня, когда можно задумываться о взаимоотношениях полов и поколений, отличных от бездумных случек. Главная задача - дожить до этой завершающей части, где проблематика не такая дикарская (разумеется, на наш нынешний взгляд), как в самом начале, но общество ещё достаточно примитивно, чтобы считаться архетипичным.
А для кого-то (как знать?) самым важным покажется вовсе не заложенная в истории наших гипотетических предков мораль, а то, как влияют эти хроники на римского историка. Его жизнь и судьба по-своему способны запасть в душу и, быть может, повлияют на кого-то сильнее, чем основной лейтмотив произведения. Так, например, факт столкновения ментальностей мужчины и женщины может вдруг померкнуть, когда мы поймём, что Марона - мать Хорсы.

@темы: Книги

16:42 

Enduring Love («Терпеливая любовь», 2004)

Гайдзин в своём отечестве
Одержимость принимает разные обличья и несёт за собой разные последствия - в зависимости от того, что является её причиной. «Терпеливая любовь» показывает нам, к чему приводит именно такая, одержимая любовь, хотя ни любовь, ни сумасшествие по сути не являются темами и краеугольными камнями фильма.
Трагическое происшествие в загородной местности навсегда меняет жизни нескольких людей, присутствовавших там и оказавшихся втянутыми в события. Пытаясь спасти мальчика из потерявшего управления воздушного шара, несколько человек допускают гибель одного из вызвавшихся на помощь людей. Главный герой Джо не может отделаться от чувства, что все они несут вину за смерть человека. Постепенно болезненная фиксация на происшедшем приводит к тому, что Джо больше ни о чём не может думать, рушатся его отношения с подругой... Подливает масла в огонь Джед, случайный знакомый, решивший, что между ним и Джо благодаря трагедии установилась некая особая связь. Кто из них двоих сильнее ненормален - ещё большой вопрос.
Фильм в общем создаёт довольно цельное впечатление и стремится к цели, намеченной себе с самого начала, хотя не всегда подчиняется элементарной логике: логика у него своя собственная. Не стоит искать железной мотивации действиям героев или причин их внутренних конфликтов: психологизм здесь не такой сложный и глубокий, чтобы каждое слово и жест расценивать как символ или знак - иначе есть шанс кончить так, как герои фильма.
История в результате возвращается к своему началу, жизни людей, совершив кульбит, вроде бы возвращаются на круги своя... если бы не память, которая подчас играет с нами злую шутку.

@темы: Кино

Предчувствие грозы

главная